Жданов Иван Фёдорович
|
Другие персоны с фамилией Жданов
Другие персоны с именем Иван Кто родился в этот день 16.01 Кто родился в этот год 1948 |
[16.1.1948, с. Усть-Тулатинка Чарышского р-на Алтайского края]
— поэт.
Из многодетной крестьянской семьи, переселенной в Алтайский край после раскулачивания.
В 1960 поселяется с родителями вблизи Барнаула и в 16 лет начинает работать слесарем. Учился в МГУ на
факультете журналистики, откуда по завершении хрущевской «оттепели» был исключен за
вольномыслие. Вернувшись в Барнаул, закончил там пединститут.
С конца 1970-х живет в Москве.
Стихи начал писать со студенческих лет, однако в силу их несозвучности с общим идейным направлением
советской поэзии публиковался мало (Юность. 1978. №4; День поэзии: альм. 1980). Позже в предисловии к
книге стихов «Место земли» (1990) писал, что его поколение, к сожалению, было вынуждено тратить силы
не на проблемы слова, цвета, звука, а на то, чтобы вообще быть допущенным к этим проблемам. Первый
сборник стихов «Портрет» послужил основанием для вступления в СП и одновременно стал предметом
активной критики, упреков в «загадочности», «зашифрованности», «усложненности» поэтической речи, в
«неожиданной насыщенности метафоричностью».
Являясь «самым талантливым и глубоким из объявившихся в начале 1980-х новаторов» (И.Васильев),
Жданов представляет собой в современном поставангардистском поэтическом движении (вместе с
А.Еременко и А.Парщиковым) направление метареализма — «поэтики многомерной реальности во всей
широте ее возможностей и превращений» (Эпштейн М. — С.170), выступает его «знаковой фигурой». Он —
«самый серьезный и в наименьшей степени подверженный игровому началу (в противоположность
поэтам-концептуалистам.— А.М.) представитель "метаметафористов"» (Агеносов В., Анкудинов К.—
С.107).
«Сложные переплетения и взаимозависимость весьма отличных явлений» (В.Казак) составляют одну из
особенностей поэзии Жданова: «...надо помнить, что заветная, исконная поэтическая территория
Жданова — это "заколдованная область" неведомых связей, где "желтое поле" — это "гладь фотоснимка",
где можно войти внутрь иголки, где боль "черна, как нефть, готовая взорваться", где звезды не всегда
смотрят вниз и могут повернуться к нам спиной, где дыхание человека возвращается к нему "в образе
дождя", а воды, заключенные в батареях отопления, заявляют о своем родстве с морем и праве стать
облаком, где поезд шумит "на родном языке океана", а в полутемном вагоне крепко спит Одиссей».
Куда несется поезд поэзии Жданова? «Путь его тревожен, для езды в незнаемое нет рельсов <...> но
главная цель выбрана: не уставая, сталкивать читателя с ошеломляющей новизной бытия» (Новиков В.—
С. 90).
В стихах Жданова обнаруживается духовно-эстетическое начало: «В своих стихах Жданова
разрабатывает религиозно-этическую проблематику, такие понятия как Благодать, Искупление, грех,
вина, теодицея (проблема существования зла в Божьем мире). Часто он обращается к нравственной
проблематике, в т.ч. к анализу сложного духовного состояния современного человека, подменившего
истинные ценности мнимыми, отделившего себя от целостного мира» (Агеносов В., Анкудинов К.-С.107).
Объяснение сложности поэзии Жданов находится в следующем: «Стихотворения Жданова сложны для
восприятия, потому что наполнены большим количеством метафор, создающих собственное пространство,
новое измерение. Художественный мир Жданова внутренне метафизичен, включает в себя вечные и
бесконечные атрибуты Бытия. Поэтому действия в его стихотворениях происходят вне конкретных
временных и пространственных координат. Проникнуть в эти измерения можно только при помощи
метафоры» (Агеносов В., Анкудинов К.- С.108).
Именно тут, в связи с процессом проникновения в глубинный мир поэзии Жданова «при помощи метафоры»,
и получает свое истолкование, объяснение понятия метареальности, для отображения которой уже
недостаточно (в качестве инструментария) метафоры и возникает потребность в более органическом и
цельном средстве, каковым и является сверхметафора (метаметафора) — метабола (переосмысление
М.Эпштейном известного, употреблявшегося в узком значении термина). С ее помощью можно запечатлеть
уже нечто более значительное, чем просто видимые вещи мира, а именно их «чистые прообразы», т.е.
нечто в них непреходящее и нетленное: «Жданов — мастер изображать формы, уже как бы лишившиеся
субстанции, но обретающие себя в памяти, ожидании, в глубине зеркала или оболочке тени <...>
Поэтическая интуиция Жданова пробуждается на грани исчезновения вещей, уводя нас в мир чистых
сущностей,— зато сами эти сущности обретают зримые очертания» (Эпштейн М.—С.165).
Этим же исследователем раскрывается и функция метаболы (сверхметафоры), отображающей в
поэтическом сознании уровень уже не простых и внешних уподоблений между предметами или явлениями
мира, а выявляет (восстанавливает) более глубокую и целостную между ними связь, при которой «правда
мифа трезво и почти научно обоснована фантастичностью самой действительности». Рассматривается это
на примере стихотворения Жданова, посвященного размышлению поэта о скрытой сущности стола:
«Знаменательно, что движение от метафоры к метаболе подчас развертывается в пределах одного
стихотворения, как бы воспроизводя направление общего поэтического сдвига. "Домашний зверь,
которым шорох стал / и ход лесной,— вот этот стол уютный. / В своей глуби он дикий быт смешал / с
возней корней, таинственной и смутной". В первых двух строках И.Жданова — намек на традиционную
метафору: стол похож на четверолапого зверя. Но это лишь зрительное подобие, за которым поэт
угадывает глубинную причастность стола дремучему лесному бытию, которое все еще длится в его
древесном составе, выдавая себя то глухим скрипом, то узором, выступающим из-под скатерти» (Эпштейн
М.— С.168).
Другую особенность поэзии Жданова составляет «зеркальная перспектива», заключающаяся в том, что
поэт смотрит на мир изнутри. К отображению такого видения относятся строки стих. «Такую ночь не
выбирают»: «Твои слова тебя жалеют. / И не во тьме, во мне белеют / твое лицо, твоя рука. / Мы умираем
понемногу, / мы вышли не на ту дорогу, / не тех от мира ждем вестей. / Сквозь эту ночь в порывах плача
мы, больше ничего не знача, / сойдем в костер своих костей».
Жанровый репертуар лирических текстов Жданова весьма многообразен: «от миниатюрных "монометафор"
до довольно объемных поэтических композиций, строящихся как нанизывание самостоятельных
метафорических групп или как последовательное развертывание единой группы» (Богданова О.
Современный литературный процесс. С.195).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх