Есенков Валерий Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Есенков
Другие персоны с именем Валерий Кто родился в этот день 25.09 Кто родился в этот год 1935 |
[25.9.1935, Ярославль]
— прозаик.
Родился в семье военнослужащего. Отец из курских мастеровых. Род матери — ярославский,
потомственные сельские священники, почти все были репрессированы, по этой причине она не могла
получить высшего образования.
В 1958 Есенков окончил с отличием историко-филологический факультет Ярославского педагогического
института. Работал учителем литературы и истории в сельских школах Читинской и Липецкой обл., затем
в Ярославле в ШРМ, в театральном и культпросветучилище до 1988.
Писать начал в детстве: создавал комедии на темы из школьной жизни.
К биографической прозе Есенков пришел не сразу. Работая в сельской глуши в конце 1950-х — начале
1960-х, прочитал академическое собрание сочинений В.Г.Белинского и был поражен эволюцией взглядов
революционного демократа. Так появилась повесть «Неистовый» (1964, не издана).
В 1960-е были написаны и другие повести о русских писателях (Гоголе, Гончарове, Толстом). Попытки
опубликовать их долго были безуспешными. Первая публикация состоялась только в 1982; это была
повесть «Железная зима» о Ф.И.Тютчеве (со вступ. заметкой В.Кожинова), но она прошла не замеченной
критикой.
В 1968 появились журнальные публикации: в журнал «Подъем» — повесть о Гоголе «Совесть», в «Волге»
— роман о Гончарове «Отпуск». Повесть «Совесть» о трагической кончине писателя была высоко оценена
критикой. С. Чупринин заключал в послесл.: «Запомним это новое имя» (Подъем. 1968. №5. С.24). Однако
Ф.Ф.Кузнецов в «Новом мире» (1983. №12) третировал Есенкова за «карикатуру» на образ Белинского в
этой повести. Эта статья стоила Есенкову расторжения договоров на книгу о Белинском в серии «ЖЗЛ»,
журналы также отклонили несколько принятых к публикации рукописей. Только Ю.М.Лотман, понимая
неприглядность расправы над начинающим автором, поддержал Есенкову в личном письме: «Гоголь —
самое трудное, почти недостижимо трудное у Вас получился. Вообще же у Вас есть талант живописи:
Иерусалим и Рим прекрасны, масса зримых деталей разбросана по всей книге. Бесспорно, центральная из
сцен — сцена у Пушкина, и о ней надо поговорить особо. Это, конечно, труднейший момент, и я ждал его с
нетерпением и некоторым страхом: угроза банальности, иллюстративности и замены живой сцены
кукольной комедией здесь особенно велика. И с радостью скажу, что опасения мои не оправдались —
сцена убедительна» (архив Есенкова).
В 1990 Есенков завершил объемное жизнеописание «Рыцарь, или Легенда о Михаиле Булгакове».
В.Я.Лакшин успел при жизни познакомиться с рукописью и стал первым ее рецензентом: «Я был знаком с
прежними биографическими повествованиями Валерия Есенкова и нахожу в них два немалых достоинства:
хорошее, порой дотошное знание предмета и литературную культуру изложения. Этими свойствами
отмечена и рукопись «Рыцарь...» <...> Беллетристическая транскрипция его (Булгакова — Е.Д.) судьбы
выполнена тактично и со знанием дела. В некоторых отношениях автор проявляет самостоятельность в
трактовке событий жизни писателя, вступая в достаточно убедительную полемику с известными
версиями» (Архив ж. «Знамя»).
Но обстоятельства переменились. «Рыцарь» появился лишь 7 лет спустя, в 1997, став «явлением года»
(К.Степанян). Книга имела резонанс как синтез художественного и научного постижения личности
великого русского писателя. Высокую оценку дал ей Ю.Лощиц: «Существование писателя Валерия
Есенкова есть факт непреложный, более того скажу: рано или поздно Есенков должен был прийти в
литературу (пусть под другим именем), и он пришел. Подлинное творчество всегда есть процесс
нагнетания, как правило, с помощью надежных средств. Его доказательства все более мрачной и
давящей загнанности Булгакова, обрекающей в конце концов на неизлечимую болезнь, почти всегда
безупречны» (День литературы. 1998. Апр.).
В.Леонтьев отозвался так: «Сухая документалистика и "канонические мифы" — вот Сцилла и Харибда, меж
которыми необходимо пройти автору автобиографического романа. И Валерию Есенкову это вполне
удалось. Не памятник, не застывший в бронзе и подернутый патиной образ видим мы, а живую, сложную и
многогранную личность» (Труд. 1998. 20 февр.).
В творчестве Есенкова последних лет роман «Иоанн, царь московский, Грозный» (1998-2000) занимает
особое место. Автор отбрасывает либеральную легенду о безумном деспоте, распутнике и живодере,
которому будто бы всюду мерещились несуществующие измены и заговоры. В итоге исследования Иоанн
предстает у Есенкова как великий русский государь и выдающийся полководец, успешно защищавший
Московское царство как от мусульманской опасности с востока и юга, так и от католической опасности с
запада.
Остаются неопубликованными повести «Неистовый», «Казнь», повесть о Гоголе «Скитания», повести о
Гончарове «Ожидание» и «Отставка», повести о Льве Толстом «Смятение» и «Возвращение к себе», пьеса
о Булгакове «На кресте».
В работе Есенкова использует архивные документы, погружается в творческую историю произведений.
Личность, характер, обстоятельства жизни, состояние общества, самый воздух эпохи, мотивы и процесс
создания произведений стали главной темой его творчества. В прозе Есенкова точность соединяется с
чистым, выразительным языком.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх