AZ-libr.ру

информационный портал





Есенков Валерий Николаевич
[25.09.1935]

  Другие персоны с фамилией Есенков
Другие персоны с именем Валерий
Кто родился в этот день 25.09
Кто родился в этот год 1935

       [25.9.1935, Ярославль]
       — прозаик.
       Родился в семье военнослужащего. Отец из курских мастеровых. Род матери — ярославский, потомственные сельские священники, почти все были репрессированы, по этой причине она не могла получить высшего образования.
       В 1958 Есенков окончил с отличием историко-филологический факультет Ярославского педагогического института. Работал учителем литературы и истории в сельских школах Читинской и Липецкой обл., затем в Ярославле в ШРМ, в театральном и культпросветучилище до 1988.
       Писать начал в детстве: создавал комедии на темы из школьной жизни.
       К биографической прозе Есенков пришел не сразу. Работая в сельской глуши в конце 1950-х — начале 1960-х, прочитал академическое собрание сочинений В.Г.Белинского и был поражен эволюцией взглядов революционного демократа. Так появилась повесть «Неистовый» (1964, не издана).
       В 1960-е были написаны и другие повести о русских писателях (Гоголе, Гончарове, Толстом). Попытки опубликовать их долго были безуспешными. Первая публикация состоялась только в 1982; это была повесть «Железная зима» о Ф.И.Тютчеве (со вступ. заметкой В.Кожинова), но она прошла не замеченной критикой.
       В 1968 появились журнальные публикации: в журнал «Подъем» — повесть о Гоголе «Совесть», в «Волге» — роман о Гончарове «Отпуск». Повесть «Совесть» о трагической кончине писателя была высоко оценена критикой. С. Чупринин заключал в послесл.: «Запомним это новое имя» (Подъем. 1968. №5. С.24). Однако Ф.Ф.Кузнецов в «Новом мире» (1983. №12) третировал Есенкова за «карикатуру» на образ Белинского в этой повести. Эта статья стоила Есенкову расторжения договоров на книгу о Белинском в серии «ЖЗЛ», журналы также отклонили несколько принятых к публикации рукописей. Только Ю.М.Лотман, понимая неприглядность расправы над начинающим автором, поддержал Есенкову в личном письме: «Гоголь — самое трудное, почти недостижимо трудное у Вас получился. Вообще же у Вас есть талант живописи: Иерусалим и Рим прекрасны, масса зримых деталей разбросана по всей книге. Бесспорно, центральная из сцен — сцена у Пушкина, и о ней надо поговорить особо. Это, конечно, труднейший момент, и я ждал его с нетерпением и некоторым страхом: угроза банальности, иллюстративности и замены живой сцены кукольной комедией здесь особенно велика. И с радостью скажу, что опасения мои не оправдались — сцена убедительна» (архив Есенкова).
       В 1990 Есенков завершил объемное жизнеописание «Рыцарь, или Легенда о Михаиле Булгакове». В.Я.Лакшин успел при жизни познакомиться с рукописью и стал первым ее рецензентом: «Я был знаком с прежними биографическими повествованиями Валерия Есенкова и нахожу в них два немалых достоинства: хорошее, порой дотошное знание предмета и литературную культуру изложения. Этими свойствами отмечена и рукопись «Рыцарь...» <...> Беллетристическая транскрипция его (Булгакова — Е.Д.) судьбы выполнена тактично и со знанием дела. В некоторых отношениях автор проявляет самостоятельность в трактовке событий жизни писателя, вступая в достаточно убедительную полемику с известными версиями» (Архив ж. «Знамя»).
       Но обстоятельства переменились. «Рыцарь» появился лишь 7 лет спустя, в 1997, став «явлением года» (К.Степанян). Книга имела резонанс как синтез художественного и научного постижения личности великого русского писателя. Высокую оценку дал ей Ю.Лощиц: «Существование писателя Валерия Есенкова есть факт непреложный, более того скажу: рано или поздно Есенков должен был прийти в литературу (пусть под другим именем), и он пришел. Подлинное творчество всегда есть процесс нагнетания, как правило, с помощью надежных средств. Его доказательства все более мрачной и давящей загнанности Булгакова, обрекающей в конце концов на неизлечимую болезнь, почти всегда безупречны» (День литературы. 1998. Апр.).
       В.Леонтьев отозвался так: «Сухая документалистика и "канонические мифы" — вот Сцилла и Харибда, меж которыми необходимо пройти автору автобиографического романа. И Валерию Есенкову это вполне удалось. Не памятник, не застывший в бронзе и подернутый патиной образ видим мы, а живую, сложную и многогранную личность» (Труд. 1998. 20 февр.).
       В творчестве Есенкова последних лет роман «Иоанн, царь московский, Грозный» (1998-2000) занимает особое место. Автор отбрасывает либеральную легенду о безумном деспоте, распутнике и живодере, которому будто бы всюду мерещились несуществующие измены и заговоры. В итоге исследования Иоанн предстает у Есенкова как великий русский государь и выдающийся полководец, успешно защищавший Московское царство как от мусульманской опасности с востока и юга, так и от католической опасности с запада.
       Остаются неопубликованными повести «Неистовый», «Казнь», повесть о Гоголе «Скитания», повести о Гончарове «Ожидание» и «Отставка», повести о Льве Толстом «Смятение» и «Возвращение к себе», пьеса о Булгакове «На кресте».
       В работе Есенкова использует архивные документы, погружается в творческую историю произведений. Личность, характер, обстоятельства жизни, состояние общества, самый воздух эпохи, мотивы и процесс создания произведений стали главной темой его творчества. В прозе Есенкова точность соединяется с чистым, выразительным языком.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 16:20:52 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"