Ершов Матвей Николаевич
[01.08.1886]

  Другие персоны с фамилией Ершов
Другие персоны с именем Матвей
Кто родился в этот день 01.08
Кто родился в этот год 1886

       - историк русской философии, специалист по социальной педагогике.
       Получил образование в Пензенской духовной семинарии, затем в Казанской Духовной академии, которую окончил первым магистрантом в 1911 и был оставлен при ней для подготовки к профессор званию.
       С осени 1912 состоял исполняющим должность доцент академии.
       В 1914 защитил магистерскую диссертацию - "Проблема богопознания в философии Мальбранша".
       В том же году утвержден в должности доцент по кафедре истории философии.
       В 1916 избран экстраординарным профессор по той же кафедре;
       с 29.12.1916 был одновременно приват-доцентом по кафедре истории философии на историко-филологическом факультете Казанского университета.
       С сентября 1918 - профессор кафедры философии и декан историко-филологический факультета во Владивостоке. Через год избран исполняющим должность экстраординарного профессор Иркутского университета, но прибыть туда не мог.
       С апреля 1920 - исполняющий должность ординарного профессор по кафедре философии и проректор Государственного Дальневост. университета.
       В ноябре 1922 получил приглашение Пекинского государственного университета прочесть курс "Русская культура и философия XVIII-XIX веков", каковой курс и был им прочитан. В Пекинском женском педагогическом институте читал курс "Современное состояние педагогики и школьного дела в Западной Европе и в России".
       Летом 1922 и 1923 читал лекции по философии и педагогике на педагогических курсах для учителей КВЖД (Харбин).
       С середины 20-х гг. работал на юридическом факультете Высшей русской школы в Харбине. (Из доклада декана юрид. факультета за 1925-1926 учебный год // Известия юридического факультета. T.IV. Харбин, 1927. С.350-351).
       Рассматривая отличия философии от науки, Ершов считает, что, в противоположность частным наукам, изучающим мировую действительность в одном каком-либо разрезе, в одном каком-либо отношении, философия имеет своим объектом мир как целое. Если частные науки описывают и объясняют отдельные факты, то философия их также и оценивает,- отсюда в философии субъективный, личный элемент обычно выражается в более значительной степени, чем в науке.
       В книге "Введение в философию" Ершов отмечает: "Философским умом называют нашу склонность возвышаться к общим идеям, схватывать соотношения вещей в противоположность стремлению мысли останавливаться на частностях и рассматривать предметы каждый в отдельности. Философия по своим заданиям шире науки". Мир как целое не дан нам, но лишь задан, поэтому построение действительности в целом в значительной степени есть дело личного творчества. Насколько в этом отношении наука объективна, безлична (хотя, конечно, и в научных построениях имеют место субъективные элементы), настолько философия есть дело субъективное, личное. Каждое философское построение может быть вполне понято лишь из условий среды и времени (наука же, по отношению к среде и времени, в значительной степени "бесцветна").
       Еще одна особенность философии - обусловленность философских построений национальным складом, языком, зависимость их от национальных особенностей философов, творцов этих построений. Философия имеет общее и с религией. Подобно последней, философия направляет жизнь, дает ей руководство, устой. При упадке религии философия даже заменяет ее. Например, на закате античной философии философы (стоики) были врачевателями душ, своего рода духовниками, проповедниками, наставниками и воспитателями. "И тем не менее,- писал Е., - философии незнакомы мрачные спутники религии. Насколько возможно для человеческого духа, ей чужда нетерпимость: она стоит за полную свободу в области мысли, живет этой свободой, ею движется и существует.
       Свобода исследования - основная стихия философского мышления. Эта свобода, в свою очередь, предполагает как необходимое условие - сомнение. Философия есть сомнение; сомнение - это тот внутренний, абсолютно неотделимый от философии признак, который конституирует философское мышление как явление, занимающее совершенно самостоятельное место в общем составе духовной деятельности человека".
       В центре историко-философской концепции Ершова находятся две главные проблемы: условия и тенденции развития русской философии и основные характерные черты национального самосознания. Анализируя сложившуюся в России ситуацию с философией (некоторое отставание в сравнении с западноевропейской), Ершов объясняет ее, во-первых, отсутствием преподавания философии в университетских центрах до середины XIX столетия, а во-вторых, доминированием практическо-политических интересов по сравнению с теоретической разработкой мировоззренческих и методологических проблем, с умозрительным конструированием систем философских категорий. Но это явление он считает временным.
       Считая русскую мысль неотъемлемой составной частью западноевропейской философии Ершов обосновывал отличительные черты национального способа философствования. В качестве чисто русского явления Ершов рассматривал поиск правды или истины в ее конкретном воплощении. Ершов подчеркивал, что освоение философия культуры Запада русскими интеллигентами играло подсобную роль для самостоятельного бытия русской мысли, определяющими явились внутренние причины и источники развития философскогознания. Объективным критерием, показателем зрелости философской культуры, по Ершов, является перенос центра тяжести от общественно-исторических проблем к сугубо теоретическим; с этой точки зрения философии в России уже стала формироваться как наука. (См.: Власенко К.И. История русской философии в интерпретации М.Н.Ершова // Вестник МГУ им. М.В.Ломоносова Сер."Философия". 1992. №5.)

Литература и другие источники информации




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 16:20:34 UTC