Ерёменко Александр Викторович
|
Другие персоны с фамилией Ерёменко
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 25.10 Кто родился в этот год 1950 |
[25.10.1950, д.Гоношиха Алтайского края]
— поэт.
Из крестьянской семьи. После окончания школы (г.Заринск) был литературным сотрудником газеты
Сорокинского р-на (Алтай) «Сельская новь». Был моряком, строителем, кочегаром.
В 1974 приезжает в Москву и поступает на вечернее отделение Литературного института (не окончил).
Стихи пишет с конца 1960-х. Долгое время они распространяются только в самиздате.
8 июня 1983 становится участником одного из первых программных выступлений московских поэтов
«новой волны» на вечере в ЦДРИ на тему «Стилевые искания в современной поэзии: К спорам о
материализме и концептуализме».
Во второй половине 1980-х примыкает к кругу литераторов «Московского клуба "Поэзия"». Тогда же
начинает печататься в журналах и коллективных сборниках в СССР и за рубежом.
В 1990 выходит первая книга стихов «Добавление к сопромату».
Ерёменко причисляется к поэтам-метафористам (вместе с И.Ждановым, А.Парщиковым, О.Седаковой),
однако в его поэзии «можно найти совершенно оригинальные и самостоятельные тексты,
представительные в то же время для самых различных течений "новой" поэзии: от "концептуализма" до
"метареа-лизма" (по терминологии М.Эпштейтна). Художественный опыт А.Еременко не эклектичен, но
синтетичен и потому особенно значим для понимания» (Липовецкий М.— С.231). Ерёменко не чужд также
социальной, актуально-злободневной проблематике («сухой закон», появление общества «Память» и
т.д.). С социальной позицией автора связано его негодование по поводу прискорбного факта зависимости
литературы (несущей при этом невосполнимую утрату) от чуждых ей, препятствующих ее развитию сил.
Литературные традиции поэзии Ерёменко восходят к авангардизму XX в.: «Мирообраз А.Еременко
складывается на пересечении двух "еретических" же традиций — традиции обэриутов (достаточно
внешней для Еременко) и куда более значимого для этого поэта традиции Мандельштама — Бродского»
(Липовецкий М. — С.233). С первыми поэзия Ерёменко более всего созвучна присущим ей мотивом
примитива. В то же время «Еременко — поэт сложный, да еще все время, кажется, посмеивается, что не
устраивает многих критиков и читателей. Это неудивительно: необычным, "потусторонним" взглядом,
опрокидывающим привычное восприятие, рассматривает он вещи и явления, пытаясь приблизиться к их
сути» (Жуков И. - С.146).
На героях Ерёменко лежит печать хаоса и абсурда, в его поэзии новой ступени развития достигают
взаимоотношения между реалиями технического прогресса и природой, образы последней лишены здесь
очарования перво-зданности и свежести: «Гальванопластика лесов. / Размешан воздух на ионы. / И
переделкинские склоны / смешны, как внутренность часов» («Переделкино»). Взаимопроникновение
реалий природы и НТР — доминирующая черта поэзии Ерёменко: «Разворочена осень торпедами фар»
(«Ночная прогулка»), «В глуши коленчатого вала, / в коленной чашечке кривой / густая ласточка летала /
по возмутительной кривой» («В глуши коленчатого вала...»). В связи с этим возникает в поэзии Ерёменко
мотив «двоения»: «И снова двоичная смута у входа встает на ребро», «Ее один грызет вопрос — она не
хочет раздвоиться».
О заведомой невозможности объединения прогресса и природы свидетельствует витающий над всей
поэзией Ерёменко дух абсурда и хаоса, довлеющий даже над ее лиризмом, что приводит к развитию в ней
элементов сарказма и гротеска, что находит отражение в самих названиях стих.: «Цветы не пахнут.
Пахнет самосвал...», «Сама в себе развешана природа...», «В кустах раздвинут соловей...», «Я сидел на
горе, нарисованной там, где гора...» и т.д.
Ерёменко является мастером центонного стиха, подняв его с уровня стихотворной шутки на уровень (как и
у Д.Пригова) поэзии «концептуальной»: «Мне надоело корчиться в строю, / Где я уже от напряженья лаю.
/ Отдам всю душу октябрю и маю, / но не тревожьте хижину мою» («Сонет»).
Что касается структуры поэтического образа Ерёменко, то исследователями отмечается контрастность
составляющих его компонентов: «Образы "сюрреалистические", обязанные своим рождением сну,
подсознанию, опираются в его поэзии на рациональный каркас, ощущаемый хотя бы в частом обращении к
строгой сонетной форме» (Жуков И.— С.149). Другим исследователем строгая структурность и
«терминологичность» стиха Ерёменко («точная, а часто и тавтологическая рифма, жесткий ритм,
подчеркнутая верность устойчивым силлабо-тоническим структурам; образ — чеканка гротеска, а не
акварельность психологических переливов») объясняется попыткой поэта «сознательно культивировать
строгость поэтической мысли, ее непоколебимую четкость — в поединке с разъедающим хаосом
современности, в преодолении его изнутри, — начиная с механизмов собственного эстетического
сознания» (Липовецкий М.— С.255).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх