Елисеев Григорий Захарович
|
Другие персоны с фамилией Елисеев
Другие персоны с именем Григорий Кто родился в этот день 06.02 Кто родился в этот год 1821 |
- публицист, выступавший по вопросам философии и теории искусства.
Род. в с.Спасское Томской губернии. Сын сельского священника.
Окончил Московскую Духовную академию (1844).
Профессор (с 1849) Казанской Духовной академии. Увлекшись идеями Белинского и Герцена и не чувствуя в себе призвания к деятельности в религиозной сфере, вышел в 1850 из духовного звания, в 1854 оставил академию и поступил на государственную службу в Сибири.
В 1857 подал в отставку и уехал в Петербург, где нашел свое призвание в публицистике.
Работал в журналах "Искра" и "Современник", тесно сотрудничал с Чернышевским и Добролюбовым, разделяя и пропагандируя многие их идеи. В начале 60-х вошел в организацию "Земля и Воля".
С 1868 по 1881 - редактор и ведущий сотрудник "Отечественных записок".
После 1881 болезнь заставила Елисеева отойти от активной работы в журналистике.
Елисеев полагал, что перед Россией стоит задача перехода к справедливому общественному устройству, отвечающему интересам народа, в первую очередь - крестьянства. Смысл своей публицистики он видел в содействии выполнению этой задачи.
Философские вгляды Елисеева в целом можно охарактеризовать как позитивистские с элементами естественнонаучного материализма. Он участвовал в философской дискуссии "Современника" с Юркевичем. Прежнюю метафизику, особенно религиозного толка, Елисеев считал обветшавшей схоластикой. Для него и "спиритуализм", и материализм - философские гипотезы, "равно недостаточные" (Современник. 1863. №3. С.48). В теории познания защищал сенсуализм и эмпиризм, используя идеи Сеченова о рефлексах головного мозга, высказывал мысль о безграничных познавательных возможностях человечества, которым предстоит постепенно реализоваться (Современник. 1864. №4. С.314-315). Популяризировал идеи о происхождении и развитии Вселенной в соответствии с законами естествознания.
Высоко оценивая диалектику Гегеля, Елисеев проводил мысль о том, что все в мире, включая общество, развивается поступательно в результате борьбы противоположностей.
Философия, по Елисееву, должна быть ориентирована на науку, способствовать сведению воедино частных положительных знаний. Елисеев надеялся, что Россия сможет легко воспринять европейские достижения и стать передовым обществом, опираясь на крестьянскую общину, поскольку в ней сохраняются социалистические устремления и навыки самоуправления. Для этого надо создать народу нормальные условия, освободив его, путем мирных реформ, от остатков крепостничества.
Литература для Елисеева - важная составляющая исторического прогресса, а в некоторые эпохи - наиважнейшая. Долг писателя и публициста - служить высшей общественной пользе, а не "чистому" искусству. Елисеев критиковал Белинского за признание последним художественно ценными произведений, дающих "только бесцельное изображение действительности" (Современник. 1866. №2. С.273). Согласно Елисееву, в России журналистика - первостепенная, по своему образовательному влиянию, область литературы: "По журналу учатся мыслить, судить, даже действовать" (Там же. С.265). Такой литературе и посвятил себя Е.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх