Евтушенко Евгений Александрович
|
Другие персоны с фамилией Евтушенко
Другие персоны с именем Евгений Кто родился в этот день 18.07 Кто родился в этот год 1933 |
[18.7.1933, станция Зима Иркутской обл.]
— поэт, прозаик, критик, публицист, кинорежиссер.
Печататься начал в 1949.
В 1951-1954 учился в Литературном институте им. М.Горького.
В 1952 вышел первый сб. стихов «Разведчики грядущего», за которым последовали «Третий снег» (1955),
«Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960),
«Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962), «Братская ГЭС» (1965), «Катер связи», «Стихи» (1967), «Дорога
номер один» (1972), «Поющая дамба» (1972), «Поэт в России больше, чем поэт» (1973), «Отцовский слух»
(1975, 1978), «Спасибо» (1976), «В полный рост» (1977), «Просека» (1977), «Утренний народ» (1978),
«Точка опоры» (1981), «Две пары лыж» (1982), «Откуда родом я» (1983), «Почти напоследок» (1985),
«Полтравиночки» (1986), «Завтрашний ветер» (1987), «Мама и нейтронная бомба» (1986), «Последняя
попытка» (1988), «Любимая, спи...» (1989), «Нет лет: Любовная лирика» (1993), «Поздние слезы» (1995) и
др. Е. опубликованы романы «Ягодные места» (1981) и «Не умирай прежде смерти» (1993), киносценарий
«Детский сад» (1989), сб. лит.-критических и публицистических статей «Интимная лирика» (1973),
«Талант есть чудо неслучайное» (1980), «Война — это антикультура» (1983), «Пропасть в два прыжка?»
(1990) и «Политика — привилегия всех» (1990), книги, включающие его переводы грузинских поэтов,—
«Лук и лира» (1959), «Тяжелее земли» (1979), «Зеленая калитка». Е. составлена антология русской поэзии
XX столетия «Строфы века» (1995).
Евтушенко — лидер молодой поэзии второй половины 1950-х и 1960-х или, точнее, времен «оттепели».
Поэтическое лидерство Евтушенко во многом обусловлено смелой, страстной и высокой
гражданственностью его лирики («Карьера», «Гражданственность — талант нелегкий...», «В церкви
Кошуэты», «Русские таланты», «Бабий Яр», «Наследники Сталина», «Хотят ли русские войны?..»,
«Граждане, послушайте меня...» и др.), направленной на очищение чувств и сознания людей от
воздействия сталинизма. Поэт понимает трудность и опасность своего дела, осознает, что люди не всегда
хотят его слушать, что ему порой невозможно докричаться до них, но он, несмотря на это, продолжает
настойчиво, с энергией, ответственностью и целеустремленностью Маяковского, делать свое дело,
отдавая отчет в его общенародной значимости. С Маяковским Евтушенко роднит и многое другое:
понимание огромной роли поэзии в перестройке жизни, органическая связь трибунности и нежности,
чуткое отношение к лучшему в людях и непримиримое — к худшему, интернационализм и неприятие любых
форм национализма, революционный пафос и устремленность в будущее.
Для Евтушенко характерны самостоятельность, яркое своеобразие его поэтической интонации, на
формирование которой оказали влияние и поэты-классики (Некрасов, Есенин), и современники (А.Межиров,
М.Луконин, Е.Винокуров, Я.Смеляков). Гражданственность Евтушенко проявляется не только в его
поэтической публицистике, но и в живом, заинтересованном, реалистически конкретном изображении
подробностей повседневной, быстротекущей жизни, а главное — в большом внимании к различным
человеческим судьбам, особенно женским («Спутница», «Свадьбы», «Играла девка на гармошке...», «По
ягоды», «Кассирша», «В магазине», «Мама», «Настя Карпова», «Памяти Ксении Некрасовой», «Изба», «Так
уходила Пьяв», «Старухи», «Памяти Ахматовой», глава «Нюшка» из поэмы «Братская ГЭС» и др.).
Женские образы в поэзии Евтушенко неизменно отмечены печатью времени; через образы русских
женщин, которые преобладают у него, поэт постигает нравственный облик России, сегодняшней и
прошлой. В стихотворении «Памяти Ахматовой», рассказывая о своих впечатлениях от похорон всемирно
известной женщины-поэта и безымянной домработницы, он сумел показать, что при всем различии их
судеб между ними, как и между «Россией духа и Россией рук», «не было границы». Отсвет времени есть и
в богатой психологическими оттенками любовной лирике Евтушенко, наиболее полно представленной в
книге стихов «Нет лет...».
Лирика молодого Евтушенко пользовалась широкой известностью не только в Советском Союзе, но и за
рубежом, вокруг нее велись горячие споры политического, нравственного и эстетического содержания.
Стихи Евтушенко использовал в 13-й симфонии Д.Д.Шостакович. В 1962 композитор писал В.Я.Шебалину:
«Находясь в больнице, начал сочинять 13-ю симфонию. Вернее, это, пожалуй, будет
вокально-симфоническая сюита из пяти частей. Исполнители — бас-солист и басовый хор, ну и
симфонический оркестр. Я использовал для этого сочинения слова поэта Евгения Евтушенко. При
ближайшем знакомстве с этим поэтом мне стало ясно, что это большой и, главное, мыслящий талант. Я с
ним познакомился. Он мне очень понравился. Ему 29 лет (sic!). Это очень приятно, что у нас появляются
такие молодые люди.
Симфония состоит из пяти частей.
I. Бабий яр, II. Юмор, III. В магазине, IV. Страхи, V. Карьера. Первые три части полностью готовы.
Двигаются IV и V части, хуже с IV. Евтушенко еще не закончил "Страхи"...» (Д.Шостакович о времени и о
себе. М., 1980. С.253-254).
Размышляя о сделанном в первый период своего творчества, Евтушенко в 1965 в стихотворении «Идут
белые снеги...» писал: «И я думаю, грешный,— / Ну, а кем же я был, / Что я в жизни поспешной / Больше
жизни любил? / А любил я Россию / Всею кровью, хребтом — / Ее реки в разливе / И когда подо льдом, /
Дух ее пятистенок, / Дух ее сосняков, / Ее Пушкина, Стеньку / И ее стариков. / Если было несладко, / Я не
очень тужил. / Пусть я прожил нескладно — / Для России я жил. <...>/ Быть бессмертным не в силе, / Но
надежда моя: / Если будет Россия, / Значит, буду и я».
Итогом раннего творчества и вступления в зрелый период стала для Евтушенко поэма «Братская ГЭС»
(1964), в которой он выразил свой взгляд на Россию, ее настоящее и прошлое и отчасти на будущее. По
своему типу, по своим жанровым особенностям «Братская ГЭС» примыкает к тем поэмам и циклам «о
времени и о себе», которые тогда же создавали поэты старших поколений: книга поэм В.Луговского
«Середина века», «За далью — даль» А.Твардовского, книга стихов Я.Смелякова «День России»,
«Признание в любви» М.Луконина и др. Поэма Евтушенко композиционно строится на противопоставлении
монолога египетской пирамиды, воплощающей рабский труд, и монолога Братской ГЭС, символизирующей
трудное раскрепощение личности в свободном труде. Своеобразным продолжением монолога Братской
ГЭС и дополнением к нему являются серия картин из истории русского освободительного движения и
галерея портретов строителей гидростанции, причастных к недавней и современной истории. Эти картины
и портреты создают вокруг монолога Братской ГЭС своего рода хор, позволяющий поэту представить
русскую историю и современность многоголосой и драматической. Апофеозом поэмного действа стала
заключительная глава «Ночь поэзии», в которой показана та огромная роль, какую играли в жизни
молодежи 1960-х поэзия и музыка.
В годы общественного застоя, попыток реабилитации сталинизма, наступившие после прихода к власти
Л.И.Брежнева, начинается затухание «громкой», гражданской поэзии, место которой занимает «тихая
лирика». Евтушенко откликнулся на изменившуюся ситуацию полемическим стих. «Тихая поэзия» (1971),
которое закончил словами: «Поэзия, будь громкой или тихой,— / Не будь тихоней лживой никогда!» Сам
поэт, не примкнув к диссидентству, возникшему в этот период, тем не менее остается инакомыслящим по
отношению к официальной идеологии и сохраняет веру в свои гражданские идеалы, хотя и не тешит себя
надеждой, как прежде, на их скорую реализацию. В связи с этим интонация его стиха становится более
широкой и спокойной, чем раньше, но менее энергичной, динамичной и напряженной, ритм его поэтической
речи все больше приближается к ритму прозы, и, конечно, не случайно он в эти годы часто обращается к
спокойному поэмному повествованию: «Пушкинский перевал» (1965), «Коррида» (1967), «Под кожей статуи
Свободы» (1968), «Казанский университет» (1970), «Снег в Токио» (1974), «Просека» (1975), «Ивановские
ситцы» (1976), «Северная надбавка» (1977), «Голубь в Сантьяго», «Непрядва» (1980), «Мама и нейтронная
бомба» (1982), «Фуку!» (1985), начинает писать прозу: роман «Ягодные места» (1981), за которым
несколько лет спустя последует роман «Не умирай прежде смерти». Пробует Евтушенко свои силы и в
кино: играет роль К.Э.Циолковского в картине С.Кулиша «Взлет» (1980), снимает по собственным
сценариям во многом автобиографические фильмы «Детский сад» (1983) и «Похороны Сталина» (1990).
В большинстве поэм («Станция Зима», 1995, «Братская ГЭС», «Казанский университет», «Просека»,
«Ивановские ситцы»,«Северная надбавка», «Непрядва», «Мама инейтронная бомба») и в фильмах
Евтушенко дает свойобраз России, сравнивает его с другими странами («Под кожей статуи Свободы»,
«Фуку!»).В большой авторской антологии «Строфы века», насчитывающей 875 персоналий с
предваряющими их характеристиками, он далсвое восприятие русской поэзии XX столетия.
Не все в творчестве Евтушенко одинаково ценно. Недостатки поэта, как правило, являются
продолжением его достоинств: внимание к подробностям жизни оборачивается порой описательностью,
стремление широко охватить мир — верхоглядством, желание быть оригинальным и неповторимым —
театральной позой.
В конце 1980-х Евтушенко становится депутатом Верховного Совета СССР, активизируется как публицист
и художник, выполняет большую общественную и творческую работу, видя в ней реализацию идеалов
шестидесятников, а распад Советского Союза, последовавшие за ним события и явления
апокалипсического декаданса конца века, дискредитация идеалов шестидесятников не вызвали у него
гражданского энтузиазма и вдохновения. О сегодняшней жизни, занятиях и мыслях Евтушенко см. в его
интервью: Аргументы и факты. 1996. №44; Ведомости. СПб. 1996. 31 дек.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх