Дьячкова Нэлли Николаевна
|
Другие персоны с фамилией Дьячкова
Другие персоны с именем Нэлли Кто родился в этот день 21.12 Кто родился в этот год 1932 |
- специалист по социальной философии, истории философии; доктор философских наук, профессор
Род. в Благовещенске-на-Амуре.
Окончила философский факультет ЛГУ (1956), аспирантуру Киевского университета (1963).
С 1957 по 1992 преподавала философию в Львовском политехническом институте - ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор;
с 1970 по 1992 - заведующий кафедрой философии этого института.
С 1992 по 1995 - профессор кафедры социологических дисциплин Львовского института физической культуры.
С 1995 по настоящее время работает на кафедре социально-политических и правовых учений Московского государственного открытого университета (МГОУ).
Докторская диссертация - "Научно-техническая революция и гуманизм" (1973).
В работах Дьячкова рассматриваются содержание, особенности, сущность НТР, уточняется механизм и характер взаимодействия НТР и гуманитарной культуры: определяются формы взаимодействия НТР и духовного мира личности; подчеркивается противоречивость гуманистического потенциала науки и техники и нередко антигуманистического проявления их функционирования в жизни общества и личности.
На основании этого анализа Дьячкова развивает идеи:
1) о необходимости переосмысления самого понятия НТП в соответствии с его современной радикальной формой - НТР;
2) вопреки распространенному в 70-х г. XX в. взгляду о противоречии и даже о враждебности научно-технических и гуманитарных культур, утверждает мысль об их взаимосвязи, взаимовлиянии как условии гуманизации современной цивилизации;
3) ею обосновывается мысль о том, что гуманизация связана с преодолением технократизма, который предстает не только как технократизм мышления, но и как глобальный цивилизационный феномен, как космопланетарный технократизм; в этом отношении гуманизация - это не только рост востребованности сложившегося гуманитарного знания, но и перестройка всей системы знания с позиций усиления человековедческой компоненты, взаимопроникновение фундаментальных естественно-научных и гуманитарных знаний;
4) выдвигается положение о преодолении конфликтного столкновения человеч. бытия как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу через развитие морально-этической регуляции современного общества, формирование экологического сознания и возрастание чувства ответственности;
5) развивается идея о сохранении и развитии человеческой личности как биосоциальной структуры в условиях нарастающих процессов отчуждения и в то же время об опережающем развитии качества человека, качества обществ, интеллекта как механизма преодоления технократизма.
В связи с этим Дьячкова подчеркивает необходимость усвоения отечественной традиции философского хозяйствования, развития правовой культуры для решения задач гуманизации техногенной цивилизации.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх