Дружников Юрий Ильич
|
Другие персоны с фамилией Дружников
Другие персоны с именем Юрий Кто родился в этот день 17.04 Кто родился в этот год 1933 |
[17.4.1933, Москва]
— прозаик, литературовед.
Родился в семье художника, формировался в кругу творческой интеллигенции, многие из его окружения
были репрессированы. По окончании средней школы Дружников был лишен серебряной медали за
«недооценку роли тов. Сталина в гражданской войне» и не принят ни в один московский вуз (1951). 2 года
учился в Латвийском университете. Здесь увлекся сценой и некоторое время служил актером в Рижском
русском драмтеатре.
Осенью 1953 вернулся в Москву. В студенческие годы подрабатывал фотографией, журналистикой,
стажировался в архиве, где в его обязанности входило разыскивать документы о трудовом стаже для
получения пенсий реабилитированным. Окончил историко-филологический факультет Московского
государственного пединститута (1955). 2 года преподавал русскую литературу в Казахстане, был
завучем в школе рабочей молодежи, затем в Москве разъездным корреспондентом, книжным редактором,
редактором отдела науки в газете «Московский комсомолец» (1964-71). Принят в СП СССР (1971).
Первая книга прозы — повесть в рассказах «Что такое не везет» (1971) — о хроническом неудачнике,
являющем собой контраст с оптимистической действительностью. В рассказе «Родная стена» обычная
московская семья счастливо обитает в старом бараке; перед окнами их квартиры осталась грязная стена
от давно снесенного дома, заслоняющая свет, но власти стену не сносят. Заключающий книгу рассказ
оканчивается запятой; остальное, до точки, (о черной туче на небе) в последний момент изъято цензурой
при печати. Образ неудачника, не вписывающегося в окружающую действительность, видится
автобиографическим.
Появились 2 книги очерков Дружникова о воспитании: «Скучать запрещается!» и «Спрашивайте,
мальчики» (обе — 1974), глава «Уроки молчания» из будущего романа «Виза в позавчера» вышла в
журнале «Юность» (1974). Однако в основном толстые журналы и издательства отвергали прозу
Дружникова. Два коротких романа, «Последний урок» и «Тридцатое февраля», решил публиковать
А.Твардовский в «Новом мире», но вскоре сформулировал отказ: «Весь процент непроходного уже
заполнил Солженицын, и места не осталось» (СС. Т.1. С.13.). Отрывок из маленького романа «Деньги
круглые» в журнале «Работница», опубликованный со множеством купюр, оказался в поле зрения критики.
Газета «Известия» (1974. 16 авг.) обвинила Дружникова во вредной философии и клевете на советских
людей: «Не правда ли, выстраивается своеобразная галерея "героев". И это — "Деньги круглые"
Ю.Дружникова — напечатано рядом со статьями и очерками о подлинных героях труда, людях духовно
богатых, нравственно чистых, живущих делами и заботами страны».
Творческие искания Дружникова не попадали в ногу с шагами советской литературы. В 1976 опубликован
первый и последний в Советском Союзе роман Дружникова под заголовком «Подожди до шестнадцати».
Точнее, половина романа: другая половина текста, где выясняется, что причиной самоубийства героя
была вербовка в осведомители, вырезана. Заменено также авторское название «Из сих птиц одну в
жертву», ибо это строка из Библии. Комедия «Учитель влюбился» снята со сцены, др., уже принятая,
«Отец на час», запрещена к постановке. Дружникова исключают из СП за нарушение устава СП, а на деле
за самиздат и правозащитную деятельность (1977).
В последующие полтора десятилетия, до конца 1991, имя Дружникова изъято из советской печати. Об
этом автор поведал в написанных по-английски воспоминаниях «Исключение писателя №8552» и «Я
родился в очереди», опубликованных газете «Вашингтон пост» (1979) и перепечатанных во многих
странах. Проза Дружникова писалась в стол, конфисковывалась при обысках, частью печаталась на
Западе.
В 1980-е Дружников, отлученный от литературного процесса, занимается распространением самиздата,
переправкой произведений запрещенных авторов в западные издания, организует литературную
мастерскую для группы молодых писателей, которых не издают, открывает в Москве (совместно с
киноактером Савелием Крамаровым) подпольный театр ДК (Дружников-Крамаров), вскоре разогнанный
(1981), предпринимает попытки основать независимый СП, а также первое частное издательство «Золотой
петушок».
Дружников подвергается допросам и угрозам, на него заведено уголовное дело «Изготовление
документов, порочащих советский строй».
В 1985 его предупреждают, что он живет в свободной стране, и ему предоставят свободный выбор: в
лагерь или в психушку. Протесты писателей Бернарда Маламуда, Курта Воннегута, поддержка Генриха
Белля и Артура Миллера, западных правозащитных организаций, прием в почетные члены Американского
ПЕН-клуба, вмешательство Конгресса США спасли Дружникова от ареста. После международного скандала
из-за открытия в Москве нелегальной выставки «Десять лет изъятия писателя из литературы»
Дружникова выталкивают в эмиграцию (1987).
Полгода он живет в Вене, пишет для эмигрантских изданий, затем по приглашению Техасского
университета (Остин) перебирается в США (1988). Еще через год прочно оседает в Калифорнии (Дейвис).
Здесь, помимо чтения лекций по русской литературе и писательскому мастерству, снимается в
американском фильме «Prisoner of Time» («У времени в плену», реж. М.Левинсен) в трагической роли
русского писателя Даниэля. В настоящее время Дружников — профессор русской литературы
Калифорнийского университета, вице-прездент Международного ПЕН-клуба (секция «Писатели в
изгнании»).
Известность Дружников принесла книга «Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова», тайно
написанная в Москве (1979-83), ставшая достоянием самиздата и опубликованная в Лондоне. Дружников
установил, что все, опубликованное о «пионере-герое», и все его фотографии — фальшивка. Не найдя
архивных материалов, писатель объехал 13 городов, записывая показания оставшихся в живых
свидетелей. Он разыскал мать героя, его брата, обвиненного в шпионаже и отсидевшего в лагерях 10 лет,
одноклассников, односельчан, участников показательного суда, чекистов, домашние архивы
журналистов, секретные документы.
В книге Дружникова документально доказано, что юный герой донес на отца не из преданности
коммунизму, а потому что мать решила отомстить отцу, ушедшему к другой женщине, и послала сына
сообщить органам. Сам Морозов был убит не кулаками, а сотрудниками НКВД с провокационной целью.
Утверждение Павлика Морозова главным героем советской литературы на I съезде писателей (1934),
постановившем возвести ему памятник на Красной площади, участие известных деятелей в создании мифа
и анализ последствий, ощутимых сегодня, составляют вторую половину независимого расследования
«Доносчик 001». Написанная сухим языком фактов (по выражению Дружникова, «холодным рассудком
историка»), книга рассматривает обреченность социальной системы, в которой честность воспитывалась
на примере предательства. Когда «Доносчик 001» был опубликован в Лондоне (1987), А.И.Солженицын
писал: «Юрия Дружникова поздравляю с отличнейшей и очень нужной книгой. Так вот постепенно — не
все, так многие советские лжи раскроются» (см.: Дружников Ю. Доносчик 001, или Вознесение Павлика
Морозова. М., 1995. С.271). Книга была запрещена в Советском Союзе (1-е московское изд. 1995), но
прочитана автором по радио «Свобода» и «Голосу Америки», переведена на ряд языков, по книге сняты 2
документальные ленты.
Название многопланового романа «Ангелы на кончике иглы» (написан в Москве, 1969-76) иронически
восходит к схоластической формуле: «На кончике иглы может уместиться количество ангелов, равное
квадратному корню из двух»,— парадигма неопределенного числа инакомыслящих, готовых идти на
открытый конфликт с властью. В эпицентре событий — редакция центральной газеты «Трудовая правда».
Подавлена танками Пражская весна, и с целью предупреждения Московской весны Политбюро затягивает
идеологические гайки. Жизнь редакции центральной газеты фиксируется в романе с документальной
точностью: 67 дней — с 23 февр. по 30 апр. 1969 — от инфаркта главного редактора, члена ЦК
Макарцева, которому подложен самиздат, до его снятия с поста и смерти в канун 1 мая.
Внешнее новаторство романа Дружников — в органическом использовании бюрократического арсенала
времени: анкет, справок, характеристик, протоколов секретных заседаний, внутреннее — во вплетенных
в фантасмагорию лукавых каламбурах, обыгрывающих официальный язык того времени, изяществе
двойных, а порой и множественных психологических мотиваций, в то и дело всплывающем подтексте, в
незримости переходов от суровой реальности к кафкианской гиперболе. Переснятый на микропленку, этот
роман был вывезен американским славистом в пачке сигарет на Запад и опубликован в Нью-Йорке.
Два события, драматичные для героев Дружников: эвакуация и эмиграция — стали предметом
пристального анализа в романе «Виза в позавчера» (опубл. в 1998), где жанр семейной хроники сплетен с
притчей. Две войны в середине XX в.— сперва горячая, потом холодная — перевернули судьбы людей,
разрушили семьи, поссорили целые страны. Русский эмигрант, скрипач оркестра из Сан-Франциско Олег
Немец, мальчишкой едва уцелевший в войну из-за своей неудачной фамилии, спустя четверть века
возвращается в Россию, чтобы отыскать следы без вести пропавшего отца. Попав в город своей юности,
герой в буквальном смысле взламывает дверь в прошлое. В кульминации романа возникает мистическое
цирковое представление, в котором зрители — убитые в войне солдаты, а на арене дерутся Гитлер и
Сталин. Метафизический смысл романа «Виза в позавчера» видится и в том, что писатель, как и его герои,
эмигрировал из своей юности в зрелость и анализирует темные пятна своей, а значит, нашей общей
истории.
В 2003 почти одновременно в Москве и Балтиморе появилось новое произведение Дружникова
«Суперженщина, или Золотая корона для моей girl friend», в котором современный юмор, а больше сатира и
сарказм насыщают форму плутовского романа,— на сей раз о русской эмигрантской жизни в Америке и
Мексике. Почетная когда-то советская поэтесса, способная к тому же обуздать любого мужчину,
очутилась в Калифорнии и едва ли не в сотый раз выходит замуж. Это выхваченная из эпохи
стремительных высоких технологий и сонности мексиканского коррумпированного бытия история про
любовь, деньги и смерть, написанная с изрядной долей скепсиса, под внешней шутливостью спрятаны
боль людей, дважды потерявших родину (Советский Союз и Россию) и не сумевших встать на ноги в
новом, не понятном для них мире.
Западная критика считает Дружникова создателем жанра микроромана. Произведения, вошедшие в
однотомник «Микророманы» (Нью-Йорк, 1991), от «Смерти царя Федора» до «Медового месяца у
прабабушки», значительно глубже и шире рассказов, хотя черты последних имеют место, и являются
своеобразным компактным жанром, адекватным быстротекущей современности. Теоретические
обоснования «микроромана» в качестве нового жанра для XXI в., сформулированные Дружниковым, не раз
публиковались и остаются предметом обсуждения литературоведов.
Оттолкнувшись от экспериментов Ю.Н.Тынянова и А.Д.Синявского, Д. разработал свой стиль
полемического литературоведения на стыке науки о литературе, публицистики и прозы. В трех
романах-исследованиях, объединенных названием «Узник России»: «Изгнанник самовольный», «Досье
беглеца» и «Смерть изгоя» (написаны в 1983-99, много раз изданы за рубежом и в России), впервые в
мировой пушкинистике биография А.С.Пушкина столь полно рассматривается под углом попыток великого
поэта посетить Европу в качестве дипломата, путешественника и, когда это не удается, бежать
нелегально из Кишинева, Одессы, Михайловского и Арзрума. Новое прочтение известных материалов,
необычная трактовка таких произведений, как «Борис Годунов», «Пророк», «Анчар», «Полтава» и др.,
позволяют глубже понять связующее звено «Пушкин — Запад». Некоторые критики отмечают, однако,
попытку Дружникова понять мотивации великого поэта через призму советских проблем и вытекающую
отсюда субъективность автора трилогии «Узник России».
В книге «Русские мифы» (1995) по-новому рассматриваются некоторые традиционные взгляды на два
последних века развития русской литературы. Это эссе о причинах любви Сталина к Пушкину, о
неизвестном подпольном московском философе Николае Вентцеле, который пытался в тридцатые годы
полемизировать с официальной линией агитпропа, о тайных реалиях жизни и смерти В.Хлебникова,
А.Куприна, Ю.Трифонова. И в России, и в западной прессе новизна и неожиданность точек зрения Д.
вызывают различные, как восторженные, так и клеймящие оценки критики.
В книге «Я родился в очереди» (1995) заметна растущая критика Дружниковым западной реальности. В
ней собраны также очерки и сатирические миниатюры о проблемах эмиграции в Европе, Техасе и
Калифорнии, о процессах перемен в России, какими они видятся из Америки.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх