Дроздов Василий Михайлович
|
Другие персоны с фамилией Дроздов
Другие персоны с именем Василий Кто родился в этот день 06.01 Кто родился в этот год 1783 |
- первый доктор богословия в России (1814).
Род. в Коломне.
Учился в Коломенской и Троицкой семинариях, был воспитанником митрополита Московского Платона (Левшина).
С 1808 - монах, с 1809 - профессор философских наук в Петербургской Духовной академии,
с 1812 - ее ректор и архимандрит с настоятельством в Новгородском Юрьевском монастыре.
Как отмечают историки богословия, у него был редкий дар и мера слова (эту черту, кстати, отмечал и Герцен). "В этом "мастерстве" языка и первая причина влиятельности его слова,- это было всегда живое слово и мыслящее слово, вдохновительное размышление вслух" (Ф. "ПРБ". С. 168). Филарет становится Московским митрополитом (с 1826).
Он автор "Пространного катехизиса" - учебника, по которому преподавали закон Божий в средних учебных заведениях России. Его катехизис свидетельствует о "сердечном" понимании христианства с ориентацией на сильную и самостоятельную мысль, устремленную "в тайны Креста Христова, в тайны действия Св. Духа в душах облагодатствованных". В те десятилетия в российском православии сложились два "оттенка" (или направления) - "хомяковское православие" и "православие филаретовское". Многие из философов, поддерживающих православие, видели в "филаретовском" подходе настоящее, подлинное православие.
В своих социальных взглядах, как указывает П.В.Калитин ("РФ". С.538-539), Ф. опирался на византийскую теорию симфонии, подчеркивающую духовный приоритет церковной власти над светской и предполагающую нравственного ограничения царя, что повлекло за собой неудовольствие со стороны Николая I. Отмечается также значительная роль Ф. в развитии духовного просвещения в России.
В Московской Духовной академии с 20-х гг. выросли многие православные мыслители - Голубинский, Кудрявцев-Платонов, Бухарев,- заложившие основы процесса религиозно-философского возрождения России в конце XIX - начале XX в. Ф. принадлежит заслуга и в публикации первого русского перевода Нового Завета и Псалтыря (1858), за который он ратовал, еще будучи действительным членом Библейского общества в начале XIX в. Н.А.Бердяев писал (в статье "О характере русской религиозной мысли XIX в.", 1930), что в том столетии "единственным иерархом Церкви, необыкновенно одаренным и способным к оригинальному богословствованию, был митрополит Филарет, фигура во всех отношениях очень крупная... Богословие митрополита Филарета, очень терпимое к инославным вероисповеданиям, есть богословие библейское по преимуществу, в этом его своеобразие" (Н.А.Бердяев о русской философии. ч.2. Свердловск, 1991. С.7).
Скончался Ф. в Москве.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх