Дроздов Александр Михайлович
|
Другие персоны с фамилией Дроздов
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 05.11 Кто родился в этот год 1895 |
[24.10 (5.11).1895, Рязань -6.11.1963, Москва]
— прозаик.
Дроздов родился в семье инспектора народных училищ. Детство и юность провел в Ярославле, рано
пристрастился к сочинительству. Печататься Дроздов начал еще будучи гимназистом. В «Ярославских
новостях» 26 янв. 1912 было опубликовано первое стихотворение Дроздова «Я боролся давно...», а 19
февр. того же года — сценка с натуры «В вагоне».
В 1914 Дроздов переехал в Петербург и 2 года был студентом историко-филологического и юридического
факультетов Петербургского университета; затем был призван в армию, попал в артиллерийское
училище, но вскоре по болезни от службы был освобожден.
С 1915 началась серьезная литературная деятельность Дроздова. Он публиковал стихи и рассказы в
журнале «Вестник Европы», «Лукоморье», «Современный мир», «Нива», был секретарем редакции «Нового
журнала для всех». Революцию Дроздов не принял и бежал сначала в Киев, а затем по обычному для
эмигрантов маршруту — Одесса, Крым, Ростов, Новороссийск, Константинополь, Париж, Берлин.
Все это время Дроздов везде, где был, много писал, публиковался в газетах, а в Одессе успел выпустить
свою первую книгу из пяти рассказов «Пощечина».
В Берлине Дроздов попытался соорганизовать собравшуюся там русскую эмиграцию. «Война и революция
застали писателей врасплох, разметали и раскидали по далеким границам,— писал Дроздов в статье
«Писатели за рубежом».— Нужно вызвать к жизни литературный комитет в одном из центров Европы,
наладить выход периодических или непериодических изданий, открыть кооперативное издательство,
кассу взаимопомощи» (Жизнь. Берлин. 1920. №8). Не ограничиваясь призывом, сам Дроздов подготовил
литературный альманах «Огни», организовал и возглавил ж. «Сполохи».
Сразу по приезде в Берлин Дроздов выпустил книгу «Счастье в заплатах» (1921), названную так по
рассказу, опубликованному им еще в 1920 в вышедшем в Екатеринодаре коллективном сборнике
«Накануне». Другие рассказы из книги «Счастье в заплатах» также частично были ранее напечатаны в
русских журналах, частично написаны уже в Берлине. В них рассказывалось преимущественно о женщинах
в обстановке мирной жизни, в революционной, о жизни беженцев.
В том же 1921 была опубликована статья Дроздова «Интеллигенция на Дону», вышел сб. его рассказов
«Подарок Богу», роман «Чертополох» и повесть «Распятие», написанная еще в Крыму при большевиках, в
которой Дроздов попытался отразить жизнь одного из временных большевистских правительств и гибель
его.
А.С.Ященко, основатель и редактор журнала «Русская книга», высоко оценил творчество Дроздов:
«Жизнь, нашедшая изображение в рассказах Дроздова, не та, что любят изображать "старики", уходящие
мечтой от наших проклятых дней в недавнее прошлое, когда они были — сравнительно — так
счастливы... Как чутко чувствует он вечную, нестареющую красоту природы, идиллию деревни и
сладость тихого счастья вдвоем, какая глубокая жажда нежности, любви, чистой ласки таятся в его
мягком сердце. А вместо этого судьба бросила его среди чудовищ и зверей» (Русская книга. 1921. №9).
Эту характеристику Дроздов не принял еще не высланный из России В.Ирецкий. «Как бесцветна и
посредственна должна быть литература,— написал он,— если приходится на первое место выдвигать
автора, подобно Дроздову, ни выдумкой, ни стилем, ни наблюдательностью молодой автор не
отличается. Бледный, штампованный и по-газетному стремительный язык не свидетельствует даже о
намерении выразиться как-нибудь поострее, чтобы проводимый образ не забылся мгновенно.
По-видимому, его главное достоинство для заграницы — это его темы. Они посвящены новой,
революционной России, и в этой смелой роли "бытописателя революции" он и стяжает зарубежные лавры»
(Северное утро. Сб. 1. Пг., 1922).
Находясь у истоков создания в Берлине журнал «Русская книга», Дроздов с первого номера стал одним из
ведущих его сотрудников, заполняя страницы издания своими рецензиями. В 1921 он опубликовал здесь
свое мнение о произведениях И.Северянина, А.Рубакина, С.Чукалова, С.Подъячева, М.Борецкой,
О.Белкиной, А.Белого, А.Н.Толстого, Ф.Сологуба, Дон Аминадо; о «Ямбах» А.Блока и «14 декабря»
Д.Мережковского, о многих книгах А.Ремизова и о вышедшем в Крыму в 1920 альманах «Ковчег» — «Здесь
Блок, Марина Цветаева, неизменно искусный и неизменно мастерский Максимилиан Волошин, неутомимая
С.Парнок, глубокий И.Эренбург» (Русская книга. 1921. №6). Таким положение Дроздова в журнале было
до появления там И.Эренбурга, который, приехав в Берлин и получив там впервые в жизни трибуну для
изложения своих литературно-эстетических установок, решительным образом изменил облик журнала.
С 1922 журнал стал называться «Новая русская книга», из информационного вестника он превратился в
пропагандиста новых явлений в художественной жизни России, не противореча, впрочем, заложенным
Дроздов программным положениям журнала — консолидации русской литературы безотносительно к
географическим, политическим и художественным различиям писателей.
Потеряв ведущее место в «Новой русской книге», Дроздов и в 1922 продолжал сотрудничество с
журналом, хотя и не так интенсивно. За год было опубликовано четыре отзыва Дроздова на книги
Ф.Иванова, А.Н.Толстого, А.Ремизова и Вс.Иванова, в то время как Эренбург разобрал на страницах
журнала за тот же год 12 изд. Зато книги Дроздов продолжали выходить так же регулярно, как и раньше.
Был опубликован его роман «Девственница», сборник «Езуитушка», «Человек с чемоданом», рассказы для
детей «Мой дед», несколько публикаций в коллективных сборниках, в т.ч. и шутливая «петербургская
песня» «Маруся утопилась» («Расскажу про утехи Маруси...») в «Антологии сатиры и юмора».
В 1922 Дроздов вместе с А.Н.Толстым собирался возвращаться в Россию; неожиданно для окружающих 16
дек. 1922 он напечатал в газете «Накануне» фельетон «Дар слез», содержавший резкие нападки на
эмиграцию. Вскоре Дроздов объявил о своем намерении вернуться на родину.
Отношение эмигрантской критики к Дроздов резко изменилось. 3.Гиппиус назвала его бесхребетным
писателем, ее поддержал Р.Гуль, а А.Ященко, еще чуть больше года назад считавший Дроздов одним из
лучших писателей, в конце 1922 в статье «Литература за пять истекших лет» написал: «А.Дроздов —
писатель "эмиграции", возненавидевший ее, выпустил в Берлине ряд книг — "Подарок Богу",
"Девственница" и др., с художественным дарованием, но, вследствие своей чрезмерной склонности к
патетичности и риторике,— линия Леонида Андреева,— часто неприятных, очень неточен в
художественных деталях, торопливый и сплошь и рядом однообразный» (Новая русская книга. 1922.
№11/12).
После этого Дроздов прожил в Берлине еще целый год. За это время, помимо публикаций Дроздов в
альманахе и периодической печати, вышел его роман «Антонов огонь». В 1924, уже после отъезда
Дроздова в Москву,— роман «На второй день».
В дек. 1923 Дроздов приехал в Москву. Его дальнейшая судьба была много удачней участи большинства
репатриантов. Он много писал, первоначально на темы, привезенные из-за границы. Дроздов рассказывал
читателям о революционном движении в странах Запада и Востока в повестях «Внук коммунара» (1926),
«Сын палача», «Неуловимый» (1927).
В 1928 вышел роман Дроздова о русских эмигрантах во Франции и Германии «Лохмотья», в 1935 — повесть
о гражданской войне «Анджиевский».
В 1928 Дроздов написал роман о проститутках времен нэпа «Маруся золотые очи», который был издан в
Москве и почти тотчас же появился вместе с несколькими рассказами за границей. Роман вышел в Риге со
вступительной статьей Ю.Айхенвальда: «Вся книга — успех и удача. Живая написала ее, уверенная рука;
легко и приятно ее читать, гибко движется ее диалог, индивидуализированы, оттенками богаты реплики
его участников, выпуклы ее фигуры, и теплится в ней, в ее неизбитом, словесном сосуде огонек
художественности и человечности». Это была последняя книга Дроздова, изданная по-русски за рубежом.
Дроздов написал книги о коллективизации на Северном Кавказе «Кохейла IV» (1931), о рабочих — «Зима
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх