Драгунский Виктор Юзефович
[30.11.1913-06.05.1972]

  Другие персоны с фамилией Драгунский
Другие персоны с именем Виктор
Кто родился в этот день 30.11
Кто родился в этот год 1913

       [17(30).11.1913, Нью-Йорк - 6.5.1972, Москва]
       — прозаик.
       Сведения о детстве Драгунского крайне скудны. Известно, что вскоре после рождения сына родители вернулись из-за границы, куда уехали в поисках лучшей жизни. По приезде на родину жили в Белоруссии, в небольшом г.Гомеле. Отца, умершего от сыпного тифа, Драгунский почти не помнил. Отчим, комиссар Ипполит Бойцехович, погиб в Гражданскую войну, но память о нем Драгунский сохранил на долгие годы. Уже будучи известным писателем, в одном из интервью (корреспонденту журнала «Пионер») Драгунский сообщил о творческих планах — повести «Мальчик с настоящей саблей», где намеревался рассказать «об одном самом интересном случае», о комиссаре Бойцеховиче и о себе (замысел не был осуществлен).
       В 1925 семья с новым отчимом, актером Михаилом Рубиным, переехала в Москву. В конце 1920-х отчим отправился на гастроли в Латвию и не вернулся. Жизнь складывалась непросто, и 16-летний юноша начал трудовую деятельность: после школы был учеником токаря на заводе «Самоточка», работал шорником на фабрике «Спорт-туризм». Перепробовав разные профессии (Драгунскому пришлось быть даже лодочником), решил воплотить свою давнюю мечту и стать актером. После окончания литературно-театральных мастерских известного актера и реж. Алексея Дикого, в 1935, был принят в Театр транспорта (ныне Театр им. Н.В.Гоголя), позже работал в Театре сатиры (1938-44), в театре-студии киноактера, где благодаря усилиям Драгунского, возник ансамбль литературно-театральных пародий «Синяя птичка» (Драгунский был его руководителем в течение 10 лет, с 1948 по 1958).
       С начала 1940-х Драгунский стал известен как автор, пишущий для эстрады и цирка: фельетоны, юмористические рассказы, скетчи, сценки, стихи, песни, интермедии. Наибольшую популярность из созданного в легком жанре получили песни «Звезда моих полей», «Березонька» (написаны совместно с Л.Давидович) и сатирический рассказ «Волшебная сила искусства» (впоследствии экранизированном, исполнитель главной роли — А.И.Райкин).
       Во время Великой Отечественной войны из-за невозможности находиться на передовой по состоянию здоровья (был комиссован по болезни, астма) Драгунский состоял в ополчении, работал в армейских газетах. Личные впечатления писателя о событиях той поры позже легли в основу повести «Он упал на траву...» (1961). Человек постоянного творческого поиска, Драгунский в 30 лет неожиданно для всех смог предпринять необычный эксперимент: уйти из театра и немногим больше года проработать на манеже Московского цирка Рыжим клоуном. Жизнь цирка и цирковых артистов стала темой его лирической повести для взрослых «Сегодня и ежедневно» (1964). Будучи вполне зрелым человеком, почти в 47 лет, в 1961, Драгунский выпустил свою первую книжку для детей «Он живой и светится» (16 рассказов).
       Ю.Нагибин, характеризуя творческий путь и дарование Драгунского отмечал, что «...писательское творчество закономерно оказалось пиком его пестрой, бурной жизни, хотя сам Виктор Драгунский отдавался до конца каждому делу, которое его захватывало, и с равным уважением относился к любой из своих профессий» (Драгунский В.Ю. Избранное. М., 2000. С.7-8).
       Детские юмористические рассказы о Дениске Кораблеве, получившие продолжение и объединенные в цикл общим названием «Денискины рассказы», принесли их автору настоящую известность и широкую популярность. Сборники «Расскажите мне про Сингапур» (1961), «Человек с голубым лицом» (1962), «Девочка на море», «Старый мореход» (оба — 1964), «Денискины рассказы», «Похититель собак» (оба 1966) и другие неоднократно переиздавались, становились основой сценариев и постановок (в целом по мотивам произведений Драгунского, в т.ч. и по его рассказам, было создано 5 художественных фильмов).
       С появлением в детской литературе нового героя, созданного Драгунским, предпринимались попытки осмыслить его в ряду других, классических персонажей, подвергнуть анализу творческую манеру писателя, своеобразие его юмора. Писали о «необычности» и в то же время о «мелкости» героя в сравнении с «образцовым» гайдаровским Тимуром, об умении автора чувствовать и передавать смешное, в котором, однако, усматривали «взрослый конферанс на детскую тему» (Громова Т. Взрослый конферанс на детскую тему // Детская литература. 1970. №10. С.11-14). Несмотря на отдельные критические замечания, с самого начала было очевидно, что незаурядность созданных Драгунским характеров, своеобразная тональность его рассказов и особая авторская позиция есть нечто самобытное, оригинальное в литературе для детей.
       Рассказы о Дениске автобиографичны, и не только потому, что прототипом главного героя стал сын писателя и некоторые действительные события жизни семьи нашли отражение в книгах. Автобиографизм рассказов Драгунский еще и психологический, привносящий в художественный мир произведений особое мироощущение их создателя, его собственные качества: остроумие, обаяние, доброжелательность и, главное,— искренность. В одном из писем к брату и близкому другу М.Аршанскому Драгунский признавался: «Отношусь к этому делу свято. Пожалуй, только в детской литературе можно сохранить и одновременно обрести душевную чистоту. И совесть там строгая, нельзя фальшивить, да и невозможно это». (Драгунская А.В. - С.19).
       Каждый из Денискиных рассказов — это эпизод, фрагмент, точнее говоря, это «малая» история жизни мальчишки-первокласника, рассказанная им самим. В самых обыкновенных, повседневных событиях, происходящих дома и в школе, на концерте и в кинотеатре, на детском празднике и в цирке, раскрывается характер главного героя, воссоздается атмосфера его внутренней жизни. Из «малых» историй выстраивается большая история детского характера в его становлении и развитии. Дениска Кораблев простодушный и смешной, добрый и мечтательный, щедрый и бескорыстный удивительно обаятельный ребенок. Искренность и непосредственность, активность и открытость Дениски освещены особым даром, даром поэтического видения мира. Многообразие жизни, в которой автор замечает не только внешний комизм («Где это видано, где это слыхано?», «Слава Ивана Козловского», «Похититель собак», «Профессор кислых щей», «Куриный бульон»), но нередко дает почувствовать и глубинный, грустно-лирический подтекст происходящего («Девочка на шаре», «Поют колеса тра-та-та», «Человек с голубым лицом», «Красный шарик в синем небе»), предстает в гармонии и рождает особую интонацию образно-стилевого единства цикла. В соединении смешного и грустного рождается облик любимого героя Драгунского, внутреннее родство с которым можно уловить и в других, «взрослых», персонажах писателя — Мите Королеве («Он упал на траву...»), Николае Ветрове («Сегодня и ежедневно»).
       Написанное Драгунским, с учетом всего спектра сюжетно-тематического и образно-жанрового разнообразия проникнуто внутренним единством, цельностью, позволяющими говорить о творчестве писателя как системе. Линии смешных, «эстрадных» рассказов Денискиного цикла находят свое продолжение во взрослых произведениях писателя, таких, например, как «Волшебная сила искусства», а грустно-серьезные — ведут к повестям «Он упал на траву...», «Сегодня и ежедневно», глубоко драматичному рассказу «Старухи» (впервые был опубликован после смерти Драгунского в журнале «Работница». 1988. №9).
       Синтез художественного творчества Драгунский, его поэтическая квинтэссенция обретают свое законченное выражение и воплощение в малоизвестном, но крайне важном для понимания эстетики писателя рассказе «Настоящий поэт» (впервые опубликован: Столица. 1994. №8). Идея рассказа-миниатюры рождается на пересечении двух планов: сюжетного, подчеркнуто прозаического (герой идет по улице навеселе, в драных штанах) и иносказательно-аллегорического, переводящего незатейливую историю в философский регистр. В проникновенной речи «настоящего поэта» о великолепии «сиренево-палевых лугов», «величественных гор» и «крутых склонов», «грациозной замшевой лани» и «принца-оленя»,— о смысле и ценности бытия, которые человеку дано и необходимо постигнуть, звучит оптимистический гимн, утверждающий главную тему творчества писателя: красота, богатство, гармония, неисчерпаемость и неповторимость жизни.

Литература и другие источники информации




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 16:10:10 UTC