Дон Аминадо
[07.05.1888-14.11.1957]

  Другие персоны с фамилией Дон
Другие персоны с именем Аминадо
Кто родился в этот день 07.05
Кто родился в этот год 1888

       [25.4(7.5).1888, г.Елизаветград Херсонской губ.— 14.11.1957, Париж]
       — поэт, мемуарист.
       Родился в мещанской семье. После окончания Елизаветградской классической гимназии (1906) поступил на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе. Весной 1910, в канун государственных выпускных экзаменов, когда по университету распространилась весть о циркуляре: «половину всех экзаменующихся резать <...> и елико возможно сократить таким образом непомерное количество будущих правоведов с неизбежной революционной прослойкой...» (Поезд на третьем пути. С. 68), Дон Аминадо перевелся в Киевский университет св.Владимира, где успешно выдержал выпускные экзамены, получив диплом II степени. Тогда же приехал в Москву, служил помощником присяжного поверенного и одновременно постоянным сотрудником газ. «Раннее утро». Выступал также со стихами, фельетонами, литературными пародиями и эпиграммами в «Одесских новостях», «Нови» (под псевдонимом Гидальго), «Утре России», «Руси», «Будильнике», «Красном смехе». Осенью 1910 в качестве корреспондента елизаветградской газеты «Голос Юга» присутствовал на похоронах Л.Н.Толстого, которые позднее описал в своих мемуарах.
       В 1914 Дон Аминадо был мобилизован и отправлен на фронт, в 1915 получил ранение. Написанные в эту пору стихи на военную тему составили первый сборник поэта «Песни войны» (1914; изд. 2-е, доп.- 1915). Жестокая реальность войны обнаруживала противоречивость авторской позиции. Одержимый всеобщим патриотическим подъемом, поэт понимает неизбежность человеческих жертв ради достижения всеобщей победы, в то же время его страшат кровь и страдания людей, разрушительный характер войны, несущий угрозу существованию мировой культуры («Бельгия», «Реймский собор», 1914-15).
       В название одного из стихотворений, поэт выносит неразрешимый вопр.: «Кто прав?» (1915). Сборник «Песни войны» успеха Дон Аминадо не принес, хотя выдержал 2 изд.
       В 1914 Дон Аминадо вступает в общество деятелей периодической печати и литературы. С этого времени он посещает литературный кружок свояченицы В.Я.Брюсова Б.М.Рунт, где встречается с такими известными литераторами, как И.А.Бунин, В.Ф.Ходасевич, В.В.Маяковский, В.Г.Шершеневич и др. В издаваемом Б.Рунт журнале «Женское дело» Дон Аминадо печатает стихи «Из альбома пародий» (1915), циклы рассказов «Записки романтика», «Маленькие рассказы» (1916) и др.
       С 1916 Дон Аминадо становится сотрудником сатирического еженедельника «Новый Сатирикон», знакомится с ведущими авторами журнала — А.Аверченко, Сашей Черным, Н.Тэффи, В.Горянским, Н.Агнивцевым, П.Потемкиным, художником Ре-Ми (Н.В.Ремизовым-Васильевым). В журнале печатались пародии и миниатюры Дон Аминадо. В эту пору он приобрел известность как газетный юморист ежедневными прозаическими и стихотворными фельетонами и пародиями на своих собратьев по перу — В.Я.Брюсова, А.А.Блока, К.Д.Бальмонта и др., а также представителей сановных кругов и лиц, к ним приближенных. Широкое распространение получила эпиграмма на Г.Распутина: «Была война, была Россия. / И был салон графини И., / Где новоявленный мессия / Хлебал французское Аи». Стихи Дон Аминадо заметно выделялись в потоке газетной и журнальной продукции «остротою гротеска, неожиданностью образа, красотою рифмы» (Кулисы. 1917. № 20. С.5).
       В 1917-18 Дон Аминадо сотрудничал в московских театральных журналах «Кулисы», «Рампа и жизнь», печатал обзоры, рецензии, фельетоны. Февральскую революцию Дон Аминадо встретил восторженно как радикал-республиканец. Приветствуя свержение монархии, создал в стихах политический памфлет в 6-ти картинах «Весна семнадцатого года», который был выпущен отдельным изданием (1917). Поставленная на сцене Нового театра П.В.Кохмановского в мае 1917, пьеса имела шумный успех. Сатирически окрашенные картины последних дней царствования императора Николая II соседствовали в ней с патетическими сценами первых дней жизни после Февральской революции. Октябрьскую революцию, как почти все новоса-тириконовцы, Дон Аминадо не принял, увидев в ней угрозу демократическим завоеваниям Февраля. Оказавшийся в связи с массовым закрытием газет и журналов в «категории беспризорных», опасавшийся ареста, Дон Аминадо обращается в Комиссариат иностранных дел (к В.М.Фриче), добивается выдачи заграничного паспорта ив 1918 легально уезжает в Киев. Там сотрудничает в газете «Киевская мысль», «Утро», «Вечер». Из Киева перебирается в Одессу, работает в газете «Современное слово».
       20 янв. 1920, за несколько месяцев до поражения Добровольческой армии, Дон Аминадо эмигрировал в Париж. В течение 20 лет, с 1920 по 1940, исключая 3-летний перерыв (с весны 1921 по 1924), Дон Аминадо был постоянным сотрудником крупнейшей эмигрантской газеты «Последние новости», где почти ежедневно появлялись его стихотворные и прозаические фельетоны «на злобу дня».
       В 1920-21 Дон Аминадо редактировал совместно с А.Н.Толстым двухнедельный журнал для детей «Зеленая палочка», печатался в других эмигрантских изданиях («Свободные мысли», «Иллюстрированная Россия», «Сполохи»). Книга стихов Дон Аминадо «Дым без отечества» увидела свет в парижском издательстве «Север» в 1921. Тональность ее тонко почувствовал И.Бунин, отмечавший в рецензии: «...главное в его книге, поминутно озаряемой умом, тонким юмором, талантом,— едкий и холодный "дым без отечества", дым нашего пепелища <...> Аминадо он ест глаза, иногда до слез» (Общее дело. 1921. 27 июня). Оторванный от «быта своего народа <...> аромата отечественной политики», Дон Аминадо направил острое жало своей сатиры на «эмигрантский быт и главным образом на обанкротившиеся либеральные идеологии, то, что теперь любят называть интеллигентщиной» (Русская книга. 1921. №6. С.11). Объектом сатиры Дон Аминадо стал во многом близкий самому автору «маленький человек» — интеллигент-либерал, изгнанник, его душевные страдания и житейские неурядицы, пустота эмигрантского прозябания. В лице этого «маленького человека» Дон Аминадо бичевал русскую либеральную интеллигенцию (не отделяя от нее себя): вчерашних «господ отрицателей», «элегантных циников», «скептиков», «прорицателей», «радикалов с прохвостинкой», «критиков», «псалмопевцев грядущей республики» и пр.,— всех тех, кто привел Россию к катастрофе: «Ах, вы все гениально предвидели, / Расторопные чижики-пыжики. / Талейраны из города Винницы, / Постояльцы и вечные дачники! / Торжествуйте же, вы, предсказатели, / Игрецы на затейливых дудочках, / Всероссийская голь перекатная / Без души и без роду, без племени» («После всего», 1919-21).
       Сатира Дон Аминадо личностна, исповедальна, пронизана духом скепсиса и разочарования: «Ах, как было все равно / Сердцу в царствии потемок! / Пили красное вино / И искали Незнакомок. / Возносились в облака. / Пережевывали стили. / Да про душу мужика / Столько слов наговорили» («Свершители», 1920). В этом ряду - «Вселенские хлопоты», «Любители бескровной и святой» (оба — 1920); «1920», «Застигнутые ночью» (оба — 1921) и др. Дон Аминадо высмеивал не только прошлое, но и настоящее «интеллигентщины» — ложь, прожектерство, самообман: «Живем. Скрипим. И медленно седеем. / Плетемся переулками Passi. / И скоро совершенно обалдеем / От способов спасения Руси» («Застигнутые ночью»). «...Вы каждой своей строкой взрываете эмиграцию! — писала Дон Аминадо в 1938 М.И.Цветаева.— Вы ее самый жестокий (ибо бескорыстный — и добродушный) судья. Вся Ваша поэзия — самосуд эмиграции над самой собой» (Новый мир. 1969. № 4. С. 212-213). О стихах политического содержания эмигрантская критика писала: «...политическая сатира Дон Аминадо не всегда удачна. Сатира и насмешка рождаются не от бесстрастного созерцания, не от объективного зарисовывания, а от любви и ненависти... Дон Аминадо хочет быть политическим сатириком, не имея политической почвы...» (Воля России. 1921. 23 июня). Позднее сходные оценки высказал М.Цетлин: «...ему (Дон Аминадо — Ред.) менее всего удаются стихи о Советской России... Он не негодует, а просто вскрывает ту ложь, которой хотят нам заморочить голову» (Современные записки. 1928. Т.38. С. 538). В поэтических сборниках «Накинув плащ» (1928) и «Нескучный сад» (1935). Помимо стихов, «Нескучный сад» содержал афоризмы. Об одном из них — «Жорж, прощай. Ушла к Володе! / Ключ и паспорт на комоде» — И.Одоевцева заметила: «Целый эмигрантский роман в двух строчках» (Одоевцева И. — С.96).
       Критическое отношение к жизни русской эмиграции не меняется, однако желчная, саркастическая интонация, злой скепсис, присущие первым двум книгам Дон Аминадо, уступают место незлобивому юмору. Еще недавно советовавший своим соотечественникам «не шляться с мордой освежеванного кролика», Дон Аминадо теперь призывал их к жизнестойкости, стремился вернуть им живое отношение к миру: «Спешите жить и в дни изгнанья, / И этим дням ведется счет. / А по руслу воспоминанья / Обратно время не течет» («Пока не поздно», 1928). В стихах нарастает мотив самоценности человеческой жизни («Призыв к бодрости», 1926; «Мадригал», 1927; «Весенний пролог», 1928). Жизнь оценивается Дон Аминадо не с позиций исторического и житейского опыта эмиграции, а в свете общечеловеческих ценностей. Былое предстает в светлой дымке печали: «Есть что вспомнить в поздний вечер. / Когда мало жить осталось, / То, чем в жизни этой бренной / Сердце жадно надышалось!.. / Но один есть в мире запах / И одна есть в мире нега: / Это русский зимний полдень, / Это русский запах снега» («Города и годы», 1927). Во многих стихах пронзительно звучат ностальгические мотивы («Татьянин день», 1926; «Жили-были», «Бабье лето», оба — 1927; «Дым», 1928, 1935; «Уездная сирень», 1929-35, и др.).
       Всепоглощающее чувство тоски по безвозвратно утраченной молодости, милой сердцу России неизбывно: «А хотел бы я жить в переулке, / Возле самой Собачьей площадки, / Где арбатские голуби летом / Меж собою по-русски воркуют. / Очень много душа забывает / Из того, что когда-то любила» («Арбатские голуби», 1926). Чувство щемящей грусти часто сводится у Дон Аминадо к старому быту, характерным приметам провинциальной России: «О, помню, помню!.. Рявкнул паровоз. / Запахло мятой, копотью и дымом. / Тем запахом, волнующим до слез, / Единственным, родным, неповторимым, / Той свежестью набухшего зерна, / И пыльною, уездною сиренью. / Которой пахнет русская весна, / Приученная к позднему цветенью» («Уездная сирень»). «Благодаря Дон Аминадо,— писал Д.Святополк-Мирский,— мы можем сказать про Париж: "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» <...> он (поэт.— Ред.) стоит выше партийных и классовых перегородок и объединяет все зарубежье на одной, всем приемлемой платформе всеобщего и равного обывательства» (Евразия. 1929. 5 янв.).
       В 1931 Дон Аминадо возглавил возобновленный М.Кранихфельдом журнал «Сатирикон» (печатался в нем под псевдонимом К.Страшноватенко), который просуществовал около года. Французский читатель знал Дон Аминадо по сборнику юмористических рассказов «Le г ire dans le steppe» («Смех в степи», 1927), написанному совместно с М.Декобра, и книге афоризмов и каламбуров «Pointes de feu. Recueil de maximes» («Светящиеся точки», 1939).
       В 1934 Дон Аминадо был награжден французским правительством орденом Почетного легиона. Развивая в своей практике традиции русской классической сатиры, Дон Аминадо парадоксально соединил лирику с сатирой. Ему была свойственна литературная игра, стилизация. О своеобразии лирической сатиры Дон Аминадо, о значении его творчества писали мн. деятели русской литературы. «...Одним из самых выдающихся русских юмористов, строки которого дают художественное наслаждение», назвал Дон Аминадо близко знавший его И.А.Бунин (Современные записки. 1927. №33. С.523). М.Горький отмечал, что «Дон Аминадо является одним из наиболее даровитых уцелевших в эмиграции поэтов», в стихах которого «отражаются настроения безысходного отчаяния гибнущих остатков российской белоэмигрантской буржуазии и дворянства» (За рубежом. 1934. №6. С.10). «Дон Аминадо,— писал А.Седых,— был сатириком, достойным наследником Козьмы Пруткова, а по-настоящему он хотел быть только поэтом, писать об уездной сирени и соловьях, о золотом локоне Тани в легкой зимней пороше» (Далекое и близкое. Нью-Йорк, 1962. С.80).
      

Литература и другие источники информации




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 16:09:22 UTC