Дольский Александр Александрович  
 | 
| 
Другие персоны с фамилией Дольский 
 Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 07.06 Кто родился в этот год 1938  | 
      
[7.6.1938, Свердловск]  
      
— поэт, музыкант, заслуженный артист РСФСР. 
      
Родился в артистической семье. Отец — оперный певец, заслуженный артист РСФСР. Мать — балерина, 
выпускница Ленинградского академического хореографического училища им. А.Н.Вагановой.  
      
У Дольского рано проявился музыкальный и литературный дар. «Первые ритмические строки с 
краесогласием,— вспоминает поэт,— я начал писать лет с девяти. Представление мое о поэзии началось с 
рифмованных текстов либретто», которые «в полном комплексе с музыкой знал практически наизусть». 
(Соч.: Стихотворения. С.5). В раннем возрасте (под руководством литературного наставника профессора 
Н.В.Клементьева) познакомился с соч. Ф.Ницше, А.Шопенгауэра, М.Кузмина, Н.Гумилева, Я.Голосовкера. 
Писание стихов началось с подражания классикам. Первым был С.Есенин. «А затем и Бодлер, и Уитмен, / 
Жак Превер и Верлен, и Рембо / Поделились Верой и Ритмом. / Им подыгрывал / Клюев рябой». («Учителя», 
1976), Пушкина полюбил в 25 лет. Раньше этому мешало «молодое преувеличение трюка в стихе». 
Отмежевываясь от «стадионной» поэзии, из поэтов-современников на первое место Дольский ставил 
А.Тарковского, Б.Пастернака и М.Цветаеву, сочетающую «виртуозную вербальную технику с грустью и 
отчаянием неразделенной любви к жизни, к человеку, человечеству». (Соч.: Стихотворения. С. 7).  
      
С 10 лет Дольский пел в театральном хоре, тогда же стал учиться играть на гитаре, которая стала 
спутником его жизни. После окончания школы Дольский работал слесарем на заводе 
«Уралэлектроаппарат» (1956-57), по вечерам пел в джазе. Был солистом нижнетагильского 
джаз-оркестра. Учился на строительном факультете Уральского политехнического института (1958-63). 
Одновременно занимался на вечернем отделении Свердловского музыкального училища им. 
П.И.Чайковского по классу гитары. С 1-го курса института играл в студенческом ансамбле на контрабасе, 
саксофоне, конферировал, писал тексты к модным танцевальным мелодиям.  
      
В 1961 принял участие в первом послевоенном Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, после чего был 
приглашен в Свердловскую филармонию как солист-инструменталист (гитара). 
      
Печататься Дольский начал в институтской газете «За индустриальные кадры». Первая публикация — 
стихотворение «Пианист» (нояб. 1958). Первую песню «Мне звезда упала на ладошку» написал в 18 лет. 
      
После окончания института Дольский работал инженером-конструктором в тресте 
«Уралсталь-конструкция» (1963-66), учился в аспирантуре Уральского политехнического института 
(1966-69), там же преподавал математические основы экономики и организации строительного 
производства, занимался научными исследованиями.  
      
С 1966 начинается активная концертная деятельность Дольского. Его песни звучат на радио и 
телевидении.  
      
В 1968 он принимал участие в I Всесоюзном фестивале авторской песни (Новосибирск), стал победителем 
фестиваля самодеятельной песни памяти Валерия Грушина (1970).  
      
В начале 1970-х имя Дольского как барда получает всесоюзную известность, однако стихи его 
многочисленных песен, в которых публика находила источник жиз-неутверждения, и стихи, не 
положенные им на музыку, не проходили в печать. Цензура усматривала в них «красивости», «нарочитый 
эстетизм», отсутствие «советскости». По признанию Дольского, он в ту пору и позднее «выражал свое 
неприятие тех ценностей, что навязывались тогда обществу», когда «воспевание частной жизни в 
противовес общественной, призыв жить не так, как все, явно считалось крамольным» (Бурков К.— С.8-9). 
За Дольским закрепилась репутация камерного эстета, стоящего в оппозиции власти. Им интересовалось 
КГБ, не одобрявшее дружбы с А.Галичем и песен типа посвящения Высоцкому, где есть такие строчки: 
«осужденный на жизнь гладиатор, обреченный на вечность поэт» («Осужденный на жизнь», 1976). 
Официальная критика усматривала в песнях Дольского отсутствие страстности: «Его песни, стихи — 
талантливы, но талант без страстности — это мало для настоящего художника» (Садчиков М. Из русской 
песни карнавала, пожалуй, не выйдет... // Комсомолец. Челябинск. 1978. 4 нояб.). Жизнь сформировала в 
Дольском особое мироотношение: «Так много злости и отравы / Я через сердце пропустил, / Что быть 
жестоким и неправым / Нет ни желания, ни сил. / Как хороши людские лица, / Когда в них свет и вера есть. 
/ И я попробовал молиться — / Молитва обратилась в песнь». 
      
В 1975 Дольский переехал в Ленинград, работал старшим научным сотрудником в Ленинградском 
НИИ-градостроительства.  
      
В 1979 он, по совету А.И.Райкина, принял участие в VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады и стал 
лауреатом, А.И.Райкин пригласил Дольского работать в Ленинградском театре миниатюр. Там он исполнял 
лирико-философские песни, выступал как актер.  
      
В 1960 у Дольского выходит первая грампластинка-гигант «Звезда на ладони». В аннотации к диску 
Райкин писал, что стихи Дольского «могут жить самостоятельной жизнью: они прекрасны сами по себе. 
Одинаково хороши удивительно человечные, задушевные, богатые метафорами лирические стихи <...> и 
цикл его сатирических стихов, и шуточные, такие, как подражания Бернсу, и стихи, посвященные людям 
искусства: «Балерина», «Скрипач», «Художник», «Малютка Дейзи» и др. Все они сердечны и 
проникновенны, исполнены изящества и жизни». Проработав в театре миниатюр около 2 лет, Дольский 
ушел из него, полностью посвятив себя концертной деятельности. Он совершает творческие турне по 
России, Германии, США, Израилю, Австрии, Чехословакии, Сербии, Франции, Голландии, Великобритании, 
Польше. Пластинки с песнями Дольского выходят миллионными тиражами (вышло 10 альбомов). 
      
Первые публикации стихотворений Дольского в газетах и журналах появились в 1984, а первый сборник 
поэта «Пока живешь...» вышел в 1989 (Б-ка «Огонек») и был тепло встречен критикой. С.Б.Бураго в 
рецензии «Поэзия и позиция» писал: «В поэзии Дольского есть любовь и гармония, нравственная 
ответственность за близких и дальних, за все происходящее в мире». Открывавшее сб. стих. «Пока 
живешь...» (1965), давшее название книге, воспринимается как программное: «Так хочется, пока живешь 
на свете, / наслушаться прибоя и скворцов, / настроить фантастических дворцов / и не бояться быть за 
них в ответе, / на громкие слова слывя скупцом, / не замечать обиды и наветы, / а если и придется быть 
купцом, / иметь в кармане ветры да планеты, / быть добрым сыном, правильным отцом, / усвоить суть 
свободы и запрета, / быть искренним, как в час перед концом, / и не жалеть о том, что не был где-то...» 
      
Вслед за первым сборником Дольского выпустил ряд поэтических книг. И среди них — «Четыре ангела» 
(1991), «Синий автопортрет» (1991), «Благословение» (1993), «Свет небес», «Песни Одиссея», «Летейское 
вино» (все — 1998). Гонорар от книги «Четыре ангела» был направлен детям Чернобыля. 
      
В последние годы Дольский издал 2 сборника сонетов и венков сонетов, заявив о себе как о мастере этой 
трудной поэтической формы. Реформатор жанра, он удивил читателя обратным порядком строк 
магистрала в некоторых венках сонетов, сократив венок до 14 сонетов, не нарушая при этом округлости 
формы. А.Володин писал: «Сегодня немного, совсемнемного поэтов, которые так широко осветили бы нашу 
жизнь со всеми ее уродствами,но выстраданным светом, вот это совершаетАлександр Дольский. В стихах 
его боль и восторг существования на белом свете, под этимнебом. Стихи Александра Дольского 
поднимаются к песням, к музыке Жизни, где слышится виолончель». (Володин Александр. Предисл. // 
Дольский А. Сонеты. Венки сонетов. СПб., 2001. С.2). 
      
Поэзия Дольский романтична, не всегда проста и доступна для восприятия. Элегичность придает его 
стихам задушевность, нежность, любимые тона поэта — акварельные, точнее — пастельные определяют 
его творческое лицо. Он исповедует изменчивость, «непостоянство видимого мира». В стихотворении 
«Время нереально» поэт предлагает перешагнуть через закон природы, забыть, «что время есть на 
свете». Обаяние поэзии Дольского не только в мысли, но и в построении сюжета, в богатстве интонаций, 
своеобычности метафор и эпитетов. Исконно-фольклорные интонации слышатся в «Аленушке». В 
«Пианисте» (1958) Дольский обнаженным сердцем воспринимает муки творчества музыканта, мастерски 
воспроизводя это состояние.  
      
А.Л.Глотов в статье «Антиномии Александра Дольского» писал: «Поэтический мир Александра Дольского 
не что иное, как стремление свести в одну упряжку разбегающиеся галактики реального мира, земной 
жизни и сотворенного мира поэтической фантазии». Скорбно и взволнованно звучат строки из песни, 
посвященной В.М.Шукшину: «И теплые, теплые звезды /летят по холодным мирам, / и поздно, такжалко, 
что поздно, / они открываются нам».(«Теплые звезды», 1961). В этом ряду —«Исполнение желаний» 
(1962), проникнутое человечностью, любовью и состраданием к людям: «Я хочу... чтобы дружба не была 
обузой, / чтобы верность в тягость не была, / чтобы старость не тяжелым грузом — / мудростью бы на 
сердце легла, / чтобы у костра, пропахнув дымом, / эту песню тихо напевать, / а еще хочу я быть 
любимым / и хочу, чтоб не болела мать». 
      
Дольский не замыкается в рамках чистой лирики. Народным юмором пронизаны его стилизации под 
английские народные песни («Поездка на ярмарку», «Женская логика» и др.). Им созданы сугубо 
публицистические и сатирические стихи: «Жестокая молодежь», «Прощай, XX век», «Москва 
золотоглавая» и др. В стихах польского цикла — доброе, чистое прикосновение к иной культуре, истории, 
бережность и нежность. 
      
Одна из главных нравственных опор в поэтическом мире Дольского — дети. Своим сыновьям он посвятил 
много стихотворений — «Три сына», «Два мальчика», «Младший сын», «Вопросы на кладбище», «И сын мой 
скажет» и др. Эти стихи обнаруживают детскость восприятия мира. В них предельная искренность 
интонации. 
      
Дольский создал цикл стихов и песен о любви. Они свежи и непосредственны по чувству, изобретательны 
по сюжету, то лучезарны, то трагичны. В них сжатость развития одной темы. Так, стержнем известной 
песни «Одиночество», одной из самых ярких в цикле, является противопоставление двух 
взаимоисключающих устремлений: страсти к любимой женщине и страсть к одиночеству: «Не видеть 
добрых глаз твоих / нет для меня страшнее казни, / мои печали — на двоих, / но одиночество прекрасней. 
/ Твоих речей виолончель / во мне всегда звучит, не гаснет. / С тобою быть — вот жизни цель! / Но 
одиночество — прекрасней!» 
      
Драмой вечной необходимости расставаться с любимыми людьми вызван рефрен в песне «Прощальная». В 
ней звучит мотив ущербности взаимоотношений с близкими: «Меньше всего любви достается нашим самым 
любимым людям». В любовной лирике Дольского нет всепоглощающей роковой страсти, а есть высота 
человеческих отношений. 
      
Особое место в поэзии Дольского занимает военная тема («Господа офицеры», «Баллада о без вести 
пропавшем», «Оркестр в концлагере» и др.). Талант перевоплощения позволяет поэту ретроспективно 
воссоздать трагизм военных будней. 
      
Дольский — сугубо петербургский поэт, постигающий в своих стихах душу великого города, его прошлое 
и настоящее. Общеизвестны такие стихи, как «Старики», «Акварели», «На Расстанной», «Удивительный 
вальс», «Эрмитаж»... 
      
Критика называет Дольского традиционалистом за укорененность его поэзии в мировой культуре. Его 
стихи насыщены множеством исторических, библейских и лит. ассоциаций. «Дольский традиционен,— 
писал С.Б.Бураго,— он хранит верность не только духу античного мелоса, поэзии трубадуров или великих 
романтиков прошлого и нынешнего веков, он хранит чувство "тайной свободы" поэта и его человеческого 
достоинства». И потому он стоит особняком в литературе и музыке: «И если есть в поэзии цена, / она 
имеет вид такой свободы, / которая сравнится лишь одна/с неторопливой мудростью Природы». Поэзия 
Дольского интеллектуальна в своей основе, тем не менее он никогда не уходит в формалистические 
поиски. «В ней всегда присутствует свет Божьего замысла о человеке» (Березина Е. Пой, поэт, пой... // 
Горизонт. Мельбурн. 1995. 25 июня). 
      
Дольский-поэт менялся во времени. От прозрачной лирики, шутки, легкой иронии, песенной «акварели» он 
постепенно пришел к философской лирике. Это подтвердил последний сборник «Соч.: Стихотворения» 
(2001). Лирика Дольского обрела новые качества — сдержанность, мудрость. Многие стихи 
демонстрируют попытку поэта разобраться в отношениях с собой и миром, раскрыть потаенные стороны 
жизни души, понять истоки высокого и низкого в человеке. Поэт пробует свои силы в прозе. Им выпущена 
книга: «Я пришел дать вам выпить, или Как я был Александром IV» (1994), написанная верлибром и 
ритмической прозой, представляющая собой нелицеприятную сатиру на темы русской и советской 
истории. 
      
Дольский — один из учредителей Царскосельской литературной премии альманах «Петрополь», лауреат 
Государственной литературной премии им. Булата Окуджавы (2002), премии им. А.Володина (2005). 
Награжден пушкинской медалью «За сохранение традиций в литературе».
Литература и другие источники информации
| 
 
Дата последнего изменения:  | 
Наверх