Дольский Александр Александрович
|
Другие персоны с фамилией Дольский
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 07.06 Кто родился в этот год 1938 |
[7.6.1938, Свердловск]
— поэт, музыкант, заслуженный артист РСФСР.
Родился в артистической семье. Отец — оперный певец, заслуженный артист РСФСР. Мать — балерина,
выпускница Ленинградского академического хореографического училища им. А.Н.Вагановой.
У Дольского рано проявился музыкальный и литературный дар. «Первые ритмические строки с
краесогласием,— вспоминает поэт,— я начал писать лет с девяти. Представление мое о поэзии началось с
рифмованных текстов либретто», которые «в полном комплексе с музыкой знал практически наизусть».
(Соч.: Стихотворения. С.5). В раннем возрасте (под руководством литературного наставника профессора
Н.В.Клементьева) познакомился с соч. Ф.Ницше, А.Шопенгауэра, М.Кузмина, Н.Гумилева, Я.Голосовкера.
Писание стихов началось с подражания классикам. Первым был С.Есенин. «А затем и Бодлер, и Уитмен, /
Жак Превер и Верлен, и Рембо / Поделились Верой и Ритмом. / Им подыгрывал / Клюев рябой». («Учителя»,
1976), Пушкина полюбил в 25 лет. Раньше этому мешало «молодое преувеличение трюка в стихе».
Отмежевываясь от «стадионной» поэзии, из поэтов-современников на первое место Дольский ставил
А.Тарковского, Б.Пастернака и М.Цветаеву, сочетающую «виртуозную вербальную технику с грустью и
отчаянием неразделенной любви к жизни, к человеку, человечеству». (Соч.: Стихотворения. С. 7).
С 10 лет Дольский пел в театральном хоре, тогда же стал учиться играть на гитаре, которая стала
спутником его жизни. После окончания школы Дольский работал слесарем на заводе
«Уралэлектроаппарат» (1956-57), по вечерам пел в джазе. Был солистом нижнетагильского
джаз-оркестра. Учился на строительном факультете Уральского политехнического института (1958-63).
Одновременно занимался на вечернем отделении Свердловского музыкального училища им.
П.И.Чайковского по классу гитары. С 1-го курса института играл в студенческом ансамбле на контрабасе,
саксофоне, конферировал, писал тексты к модным танцевальным мелодиям.
В 1961 принял участие в первом послевоенном Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, после чего был
приглашен в Свердловскую филармонию как солист-инструменталист (гитара).
Печататься Дольский начал в институтской газете «За индустриальные кадры». Первая публикация —
стихотворение «Пианист» (нояб. 1958). Первую песню «Мне звезда упала на ладошку» написал в 18 лет.
После окончания института Дольский работал инженером-конструктором в тресте
«Уралсталь-конструкция» (1963-66), учился в аспирантуре Уральского политехнического института
(1966-69), там же преподавал математические основы экономики и организации строительного
производства, занимался научными исследованиями.
С 1966 начинается активная концертная деятельность Дольского. Его песни звучат на радио и
телевидении.
В 1968 он принимал участие в I Всесоюзном фестивале авторской песни (Новосибирск), стал победителем
фестиваля самодеятельной песни памяти Валерия Грушина (1970).
В начале 1970-х имя Дольского как барда получает всесоюзную известность, однако стихи его
многочисленных песен, в которых публика находила источник жиз-неутверждения, и стихи, не
положенные им на музыку, не проходили в печать. Цензура усматривала в них «красивости», «нарочитый
эстетизм», отсутствие «советскости». По признанию Дольского, он в ту пору и позднее «выражал свое
неприятие тех ценностей, что навязывались тогда обществу», когда «воспевание частной жизни в
противовес общественной, призыв жить не так, как все, явно считалось крамольным» (Бурков К.— С.8-9).
За Дольским закрепилась репутация камерного эстета, стоящего в оппозиции власти. Им интересовалось
КГБ, не одобрявшее дружбы с А.Галичем и песен типа посвящения Высоцкому, где есть такие строчки:
«осужденный на жизнь гладиатор, обреченный на вечность поэт» («Осужденный на жизнь», 1976).
Официальная критика усматривала в песнях Дольского отсутствие страстности: «Его песни, стихи —
талантливы, но талант без страстности — это мало для настоящего художника» (Садчиков М. Из русской
песни карнавала, пожалуй, не выйдет... // Комсомолец. Челябинск. 1978. 4 нояб.). Жизнь сформировала в
Дольском особое мироотношение: «Так много злости и отравы / Я через сердце пропустил, / Что быть
жестоким и неправым / Нет ни желания, ни сил. / Как хороши людские лица, / Когда в них свет и вера есть.
/ И я попробовал молиться — / Молитва обратилась в песнь».
В 1975 Дольский переехал в Ленинград, работал старшим научным сотрудником в Ленинградском
НИИ-градостроительства.
В 1979 он, по совету А.И.Райкина, принял участие в VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады и стал
лауреатом, А.И.Райкин пригласил Дольского работать в Ленинградском театре миниатюр. Там он исполнял
лирико-философские песни, выступал как актер.
В 1960 у Дольского выходит первая грампластинка-гигант «Звезда на ладони». В аннотации к диску
Райкин писал, что стихи Дольского «могут жить самостоятельной жизнью: они прекрасны сами по себе.
Одинаково хороши удивительно человечные, задушевные, богатые метафорами лирические стихи <...> и
цикл его сатирических стихов, и шуточные, такие, как подражания Бернсу, и стихи, посвященные людям
искусства: «Балерина», «Скрипач», «Художник», «Малютка Дейзи» и др. Все они сердечны и
проникновенны, исполнены изящества и жизни». Проработав в театре миниатюр около 2 лет, Дольский
ушел из него, полностью посвятив себя концертной деятельности. Он совершает творческие турне по
России, Германии, США, Израилю, Австрии, Чехословакии, Сербии, Франции, Голландии, Великобритании,
Польше. Пластинки с песнями Дольского выходят миллионными тиражами (вышло 10 альбомов).
Первые публикации стихотворений Дольского в газетах и журналах появились в 1984, а первый сборник
поэта «Пока живешь...» вышел в 1989 (Б-ка «Огонек») и был тепло встречен критикой. С.Б.Бураго в
рецензии «Поэзия и позиция» писал: «В поэзии Дольского есть любовь и гармония, нравственная
ответственность за близких и дальних, за все происходящее в мире». Открывавшее сб. стих. «Пока
живешь...» (1965), давшее название книге, воспринимается как программное: «Так хочется, пока живешь
на свете, / наслушаться прибоя и скворцов, / настроить фантастических дворцов / и не бояться быть за
них в ответе, / на громкие слова слывя скупцом, / не замечать обиды и наветы, / а если и придется быть
купцом, / иметь в кармане ветры да планеты, / быть добрым сыном, правильным отцом, / усвоить суть
свободы и запрета, / быть искренним, как в час перед концом, / и не жалеть о том, что не был где-то...»
Вслед за первым сборником Дольского выпустил ряд поэтических книг. И среди них — «Четыре ангела»
(1991), «Синий автопортрет» (1991), «Благословение» (1993), «Свет небес», «Песни Одиссея», «Летейское
вино» (все — 1998). Гонорар от книги «Четыре ангела» был направлен детям Чернобыля.
В последние годы Дольский издал 2 сборника сонетов и венков сонетов, заявив о себе как о мастере этой
трудной поэтической формы. Реформатор жанра, он удивил читателя обратным порядком строк
магистрала в некоторых венках сонетов, сократив венок до 14 сонетов, не нарушая при этом округлости
формы. А.Володин писал: «Сегодня немного, совсемнемного поэтов, которые так широко осветили бы нашу
жизнь со всеми ее уродствами,но выстраданным светом, вот это совершаетАлександр Дольский. В стихах
его боль и восторг существования на белом свете, под этимнебом. Стихи Александра Дольского
поднимаются к песням, к музыке Жизни, где слышится виолончель». (Володин Александр. Предисл. //
Дольский А. Сонеты. Венки сонетов. СПб., 2001. С.2).
Поэзия Дольский романтична, не всегда проста и доступна для восприятия. Элегичность придает его
стихам задушевность, нежность, любимые тона поэта — акварельные, точнее — пастельные определяют
его творческое лицо. Он исповедует изменчивость, «непостоянство видимого мира». В стихотворении
«Время нереально» поэт предлагает перешагнуть через закон природы, забыть, «что время есть на
свете». Обаяние поэзии Дольского не только в мысли, но и в построении сюжета, в богатстве интонаций,
своеобычности метафор и эпитетов. Исконно-фольклорные интонации слышатся в «Аленушке». В
«Пианисте» (1958) Дольский обнаженным сердцем воспринимает муки творчества музыканта, мастерски
воспроизводя это состояние.
А.Л.Глотов в статье «Антиномии Александра Дольского» писал: «Поэтический мир Александра Дольского
не что иное, как стремление свести в одну упряжку разбегающиеся галактики реального мира, земной
жизни и сотворенного мира поэтической фантазии». Скорбно и взволнованно звучат строки из песни,
посвященной В.М.Шукшину: «И теплые, теплые звезды /летят по холодным мирам, / и поздно, такжалко,
что поздно, / они открываются нам».(«Теплые звезды», 1961). В этом ряду —«Исполнение желаний»
(1962), проникнутое человечностью, любовью и состраданием к людям: «Я хочу... чтобы дружба не была
обузой, / чтобы верность в тягость не была, / чтобы старость не тяжелым грузом — / мудростью бы на
сердце легла, / чтобы у костра, пропахнув дымом, / эту песню тихо напевать, / а еще хочу я быть
любимым / и хочу, чтоб не болела мать».
Дольский не замыкается в рамках чистой лирики. Народным юмором пронизаны его стилизации под
английские народные песни («Поездка на ярмарку», «Женская логика» и др.). Им созданы сугубо
публицистические и сатирические стихи: «Жестокая молодежь», «Прощай, XX век», «Москва
золотоглавая» и др. В стихах польского цикла — доброе, чистое прикосновение к иной культуре, истории,
бережность и нежность.
Одна из главных нравственных опор в поэтическом мире Дольского — дети. Своим сыновьям он посвятил
много стихотворений — «Три сына», «Два мальчика», «Младший сын», «Вопросы на кладбище», «И сын мой
скажет» и др. Эти стихи обнаруживают детскость восприятия мира. В них предельная искренность
интонации.
Дольский создал цикл стихов и песен о любви. Они свежи и непосредственны по чувству, изобретательны
по сюжету, то лучезарны, то трагичны. В них сжатость развития одной темы. Так, стержнем известной
песни «Одиночество», одной из самых ярких в цикле, является противопоставление двух
взаимоисключающих устремлений: страсти к любимой женщине и страсть к одиночеству: «Не видеть
добрых глаз твоих / нет для меня страшнее казни, / мои печали — на двоих, / но одиночество прекрасней.
/ Твоих речей виолончель / во мне всегда звучит, не гаснет. / С тобою быть — вот жизни цель! / Но
одиночество — прекрасней!»
Драмой вечной необходимости расставаться с любимыми людьми вызван рефрен в песне «Прощальная». В
ней звучит мотив ущербности взаимоотношений с близкими: «Меньше всего любви достается нашим самым
любимым людям». В любовной лирике Дольского нет всепоглощающей роковой страсти, а есть высота
человеческих отношений.
Особое место в поэзии Дольского занимает военная тема («Господа офицеры», «Баллада о без вести
пропавшем», «Оркестр в концлагере» и др.). Талант перевоплощения позволяет поэту ретроспективно
воссоздать трагизм военных будней.
Дольский — сугубо петербургский поэт, постигающий в своих стихах душу великого города, его прошлое
и настоящее. Общеизвестны такие стихи, как «Старики», «Акварели», «На Расстанной», «Удивительный
вальс», «Эрмитаж»...
Критика называет Дольского традиционалистом за укорененность его поэзии в мировой культуре. Его
стихи насыщены множеством исторических, библейских и лит. ассоциаций. «Дольский традиционен,—
писал С.Б.Бураго,— он хранит верность не только духу античного мелоса, поэзии трубадуров или великих
романтиков прошлого и нынешнего веков, он хранит чувство "тайной свободы" поэта и его человеческого
достоинства». И потому он стоит особняком в литературе и музыке: «И если есть в поэзии цена, / она
имеет вид такой свободы, / которая сравнится лишь одна/с неторопливой мудростью Природы». Поэзия
Дольского интеллектуальна в своей основе, тем не менее он никогда не уходит в формалистические
поиски. «В ней всегда присутствует свет Божьего замысла о человеке» (Березина Е. Пой, поэт, пой... //
Горизонт. Мельбурн. 1995. 25 июня).
Дольский-поэт менялся во времени. От прозрачной лирики, шутки, легкой иронии, песенной «акварели» он
постепенно пришел к философской лирике. Это подтвердил последний сборник «Соч.: Стихотворения»
(2001). Лирика Дольского обрела новые качества — сдержанность, мудрость. Многие стихи
демонстрируют попытку поэта разобраться в отношениях с собой и миром, раскрыть потаенные стороны
жизни души, понять истоки высокого и низкого в человеке. Поэт пробует свои силы в прозе. Им выпущена
книга: «Я пришел дать вам выпить, или Как я был Александром IV» (1994), написанная верлибром и
ритмической прозой, представляющая собой нелицеприятную сатиру на темы русской и советской
истории.
Дольский — один из учредителей Царскосельской литературной премии альманах «Петрополь», лауреат
Государственной литературной премии им. Булата Окуджавы (2002), премии им. А.Володина (2005).
Награжден пушкинской медалью «За сохранение традиций в литературе».
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх