Доброхотов Александр Львович
|
Другие персоны с фамилией Доброхотов
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 08.09 Кто родился в этот год 1950 |
- специалист по теории филосовского знания, историк философии, культуролог; доктор философских наук, профессор
Род. во Львове.
Окончил философский факультет МГУ (1972) и аспирант того же факультета (1975).
С 1975 по 1991 - ассистент, затем старший преподаватель кафедры истории зарубежной философии философский факультета МГУ,
с 1991 - доцент кафедры истории и теории мировой культуры философский факультета МГУ,
с 1993 - профессор,
с 1995 - заведующий этой кафедрой.
С 1988 по 1996 - заведующий кафедрой истории культуры МФТИ.
С 1992 по 1994 - заведующий сектором методологии и теории Института охраны природного и культурного наследия России.
С 1989 - член Международной ассоциации исследователей греческой философии (Афины).
С 1995 - член Международного генологического общества (Осло).
В 1992 - Visiting Professor Католического университета Тилбурга (Нидерланды).
В 1992 - Visiting Professor университета Фрибурга (Швейцария).
Кандидатская диссертация - "Учение Парменида о бытии" (1978);
Докторская диссертация - "Категория бытия в классической немецкой философии" (1990).
Разрабатываемые проблемы: история понятия "бытие"; возможность метафизики как философской дисциплины; метафизика власти в русской философии; философия русского символизма; Данте как философ; история западноевропейской культуры; теоретической основы культурологии.
Лейтмотив основных историко-философских работ Доброхотова - стремление выяснить статус и границы применения метафизики (т.е. рационального мышления о сверхэмпирических началах бытия) в контексте современных философствования. Исходя из уверенности в том, что метафизика не является всего лишь архивной ценностью, что она имеет неисчерпанные возможности и развивается с положительными результатами, Доброхотов пытается показать это на примере истории понятия "бытие".
Эту тему Доброхотов раскрывает в трех аспектах: история онтологических концепций; место понятия бытия в поле когнитивных задач мышления; тектоника метафизических понятий (т.е. их взаимоотношения друг с другом и с "соседями" в пространстве интеллектуальной культуры). С его точка зрения понятие бытия играет в философскую роль, сходную с ролью философии в системе наук: любое содержание, попадающее в поле "бытия", обнаруживает в себе границу с внетеор. реальностью и открывает измерение, в котором можно достраивать данное содержание, правда, лишь, теоретически, до полноты его смысла. Являясь как бы пра-феноменом философского понятия, "бытие" доказывает единство мира и смысла, но, оставаясь в теоретических границах, выступает как реликт этого единства или как указание цели для мышления. Этим понятием - своего рода хранителем целостности универсума в мышлении - в философии осуществлялось критическое ограничение посягательств частных аспектов мыслимого мира на статус всеобщности. Само по себе оно было в истории философии простейшим (а из доказуемых - единственным) способом мыслимости абсолюта.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх