Добычин Леонид Иванович
|
Другие персоны с фамилией Добычин
Другие персоны с именем Леонид Кто родился в этот день 17.06 Кто родился в этот год 1894 |
[5(17).6.1894, Люцин Витебской губ., ныне Лудза, Латвия — после 28.3.1936, Ленинград (?)]
— прозаик.
Отец — врач, мать — акушерка. Добычин учился в реальном училище Двинска (Даугавпилс), куда
Добычины переехали в 1896, в 1911 поступил на экономическое отделение Петербургского
политехнического института, но не окончил его, часто отлучаясь в Двинск.
В 1915-16 участвует в статистико-экономическом обследовании Областного Войска Донского, затем в
обследовании устья реки Сыр-Дарья.
В 1916-17 Добычин заведует Статистическим бюро по делам бумажной промышленности в Петрограде.
21 июня 1917 подает прошение об отчислении из политехнического института. Сведений об ориентации
Добычин во время революции нет.
Весной 1918 Добычин приезжает в Брянск, куда переселилась его семья. Летом он работает учителем на
«курсах для переэкзаменовочников», затем служит в Губстатбюро и других учреждениях Брянска
«статистиком-экономистом».
Первые попытки профессиональной литературной деятельности Добычин относятся к началу 1924, когда
он посылает в Ленинград М.А.Кузмину рукописный сборник из 5 рассказов «Вечера и старухи». Помимо
отвращения к идеологизированной эстетике, Добычина сближают с Кузминым и некоторые черты
характера: он, например, не имел детей, никогда не был женат, а судя по его прозе и письмам, к женским
нарядам испытывал любопытство более устойчивое, чем к самим дамам. В этом пункте он напоминает не
одного Кузмина, но и Гоголя, влияние которого на его прозу общепризнанно.
12 авг. 1924 Добычин отправляет в ленинградский ж. «Русский современник» два рассказа — «Встречи с
Лиз» и «Козлова»; первый из них сразу же печатается К.И.Чуковским (1924. №4).
С 1925 начинаются регулярные поездки Добычин из Брянска в Ленинград. Однако любые
коллективистские формы человеческого общежития оказались ему противопоказанными, доминантой его
судьбы всегда оставалось одиночество. Поразительно, какую картину рисует ему воображение, когда
речь заходит об обложке его собственной книги: «Жалкая гостиная (без людей)» (Письмо И.И.Слонимской
от 4 июня 1930).
Вполне корректно бытующее сравнение Добычина с Дж.Джойсом. У обоих писателей их
вне-конфессиональная редуцированная религиозность — знак сыновней оставленности, покинутости. В их
«одиссеях» ближайший автору герой — обездоленный сын, Телемак,— в омерзительном мире «взрослых
женихов», чей удел нравственный паралич. А в общении с паралитиками уже безразлично — добрые они
или злые. Едва ли не в этом омерзении кроется разгадка добычинских и джойсов-ских сюжетов,
индифферентных по отношению к номинации «доброго» и «злого». Во всяком случае — сюжетов главной
книги Добычин «Город Эн» (1935) и ближайших к ней по образному строю «Дублинцев». В такой ситуации
художник выбирает нейтральную позицию «хроникера». «Особенностью хроники (летописи),— говорит по
поводу «Города Эн» Ю.К.Щеглов,— является то, что события в ней не обязаны складываться в
какие-нибудь известные конфигурации, иметь развитие, кульминацию, развязку и т.п. (Щеглов Ю. —
С.27). При этом «летописность» Добычина не есть плод каких-либо стремлений к архаизации стиля. Она
удобна как раз для решения современных художественных задач, и прежде всего — для замены
традиционного в беллетристике фабульного построения сюжета монтажом, на что обращают внимание
большинство исследователей стилистики Добычина. Восходящую к «монтажным» открытиям Флобера в
«Госпоже Бовари» «летописность» Добычин особенно утвердило знакомство с кинематографом. Смысловой
единицей прозы Добычина стал «абзац-кадр», «...редкие комментарии, реплики и лозунги сомнительного
типа... совершенно очевидно по функции своей напоминают титры» (Фёдоров Ф.П. // Вторые Добычинские
чтения. С.53, 57).
Психологически метод Добычин обоснован установкой на «инфантилизм», противопоставленный в своей
дискретности моноритму «взрослого» сознания. Добычин предпочитает все, что не успело окостенеть.
Отсюда тяга прозаика к водной стихии как источнику жизни (В.В.Ерофеев). Этот ведущий образ у
Добычин амбивалентен, связан с мотивом исчезновения, растворения, небытия. Писатель понимает смерть
как развоплощение жизни, а не как окоченение, обызвествление. Зыбкий «портрет художника в юности»
для Добычин, как и для Джойса, загадочнее и пленительнее любых канонизированных типов. Когда в
Добычине настойчиво ищут обличителя, продолжателя Н.Щедрина или завершителя сологубовского
«Мелкого беса», то нужно, по крайней мере, учитывать, что это какой-то необычайно грустный «Щедрин»
и едва ли не простодушный «Сологуб».
В прозе Добычина верх берет печаль, а не сатира. Из чего не следует, что к «страшному миру» он был
слеп или глух. С первых же литературных шагов он все прекрасно понимал — и про «Начальников», и про
«Цензуру» (подобные «опасные» слова Добычин с саркастической почтительностью неизменно пишет с
заглавных букв). Но «обличительство» его состояло в том, что он как бы не замечал предмет обличения,
лишал его чести быть персонифицированным, описывал как мертвую природу. Буквально писал
«натюрморты» на поле брани и воплей: «Сегодня день скорби, и базар утыкан флагами, как карта театра
войны, какими обладали иные семейства». Это написано 21 янв. 1926, т.е. во вторую годовщину со дня
смерти В.И.Ленина. Точно так же он «не заметил» в своей прозе никаких Больших Людей, никаких Больших
Идей. «Не заметил» и саму советскую власть. В добычинском отстранении от господствующих фантомов
вся философская соль его работы: поставить в центр художественных интересов такого человека,
который в данную эпоху глядит особенно малым и ничтожным существом. Здесь сказывается прямая честь
писателя: оставить в стороне персонажей, на которых время смотрит снизу вверх.
К осени 1925 относится первая неудачная попытка Добычина переселиться в Ленинград. В это время он
знакомится с семейством Чуковских и через него с несколькими писателями. Круг литературного общения
Добычина в дальнейшем не расширяется. В него входят Чуковские, Слонимские, Г.С.Гор, В.А.Каверин,
Н.Л.Степанов, Л.Н.Рахманов, Е.М.Тагер, Ю.Н.Тынянов, Е.Л.Шварц, М.М.Шкапская, В.И.Эрлих.
В 1927 в ленинградском издательстве «Мысль» выходит его первый сборник «Встречи с Лиз». Следующий
сборник рассказов «Портрет» появляется в конце 1930 (в выходных данных — 1931). В 1933 прозаиком
подготовлен, но не издан сборник «Матерьял», в котором также предполагалось использовать уже
печатавшиеся тексты. При скрупулезной тщательности литературной отделки Добычина оставляет свои
произведения «открытыми». В т.ч. и создававшийся несколько лет роман из провинциальной жизни «Город
Эн» (к 1934 Добычин написал 34 главы, как бы обещая на каждый следующий год еще по эпизоду).
Установка Добычина такова: книгу всякий раз можно монтировать заново — главное в ней добротность,
качественность материала. Важна исходная чистота, открытые самим автором «первоэлементы»
искусства, его «монады». Добычин установил, что жизнь, увиденная на расстоянии вытянутой руки, и
есть та самая субстанция, которую следует в первую очередь соотносить с мировой гармонией и мировыми
катаклизмами.
Не любивший «претензий на обобщения», Добычин как художник искал индивидуальное и неповторимое,
отказываясь от «общего плана» истории и жизни. Вряд ли его стоит характеризовать «страстным,
язвительным, острым обличителем мещанства», как видит дело безусловно признававший его талант
В.А.Каверин. Не мещанство обличал Добычин, а печалился о человеке как таковом. О том, что растерян и
наг стоит он перед лицом истории.
До 1934 Добычин жил «несостоявшимся событием» переезда в Ленинград. Один из его исследователей
полагает даже, что и вся его проза — «Рассказ о несостоявшемся событии» и в этом пункте очень близка к
Чехову (Неминущий А.В. // Первые Добычинские чтения. С.50-51). Близость эта несомненна, и
добычинский город Эн — не только реми-иисценция из «Мертвых душ», но и из чеховской «Степи»,
начинающейся с отъезда мальчика из уездного города N. Приехавший из подобного же уезда в Ленинград,
Добычин надеялся избавиться от тоски. «А мне очень скучно ни с кем не разговаривать»,— писал он
М.Л.Слонимскому.
В 1934 Добычин получил от СП комнату в коммунальной квартире (Мойка, 62). Ее обстановка — зловеще
реализованная метафора сочиненного автором для самого себя упоминавшегося эскиза обложки. Бывавший
у Добычин в последний год его жизни А.Л.Григорьев вспоминает: «Комната у него была совершенно
пустая. Я сидел на ящике. Происходил как бы литературный вечер. Пришло человек десять» (Звезда.
1993. №10. С.147). Вероятнее всего, находился среди присутствовавших и добычинский сосед по
квартире А.П.Дроздов, «Шурка», последняя и напрасная надежда писателя. Ему посвящен «Город Эн»,
его имя Добычин поставил рядом со своим перед рассказом «Дикие», и о его детстве написана последняя
вещь писателя — повесть «Шуркина родня». Впервые в добычинской прозе герой — отрок Шурка —
«эволюционирует» в ходе повествования — и явно не в лучшую сторону. Описанная в «Шуркиной родне»
глухая провинциальная жизнь бурных военных и революционных лет к добрым делам не склоняет никого
из персонажей. Заканчивается эта история просто: «Шурка подумал и решил, что нужно снова идти в
жулики». Невозможно отделаться от ощущения, что дружба с молодым Дроздовым лишь подчеркивает
безрадостное добычинское одиночество.
В литературной атмосфере дышать, впрочем, было не легче. При жизни Добычина пресса отозвалась о нем
доброжелательно на трех страничках (Н.Л.Степанов). Другие рецензенты не стесняли себя ни в объеме,
ни в выражениях: «Позорная книга» «Об эпигонстве», «Пустословие» и т.п.
Особенно досталось «Городу Эн». А между тем лейтмотив этого романа —человеческая потребность в
дружбе и душевном общении. Что все это невозможно в совр. жизни, что полная открытость иллюзорна и
ведет к драме — об этом еще только начинает смутно догадываться маленький его герой. Осязаемо
воссозданный, разваливающийся, абсурдно дискретный мир романа есть проекция этой впервые
нащупываемой становящимся детским сознанием трагедии. Мальчик из «Города Эн» показан в мгновение,
когда он судорожно изыскивает последние возможности осуществить бесценное желание прорваться
внутренне от одной личности к другой, цепляется то за наполовину воображаемого друга, то за Манилова
с Чичиковым: «Слыхал ли ты, Серж, будто Чичиков и... Манилов — мерзавцы? Нас этому учат в училище. Я
посмеялся над этим». Вот ведь в чем согревающий, теплящийся мотив этой частной, маленькой
человеческой жизни: нет в ней никаких героев, никаких Больших Людей, так не отбирайте хоть и
последних, «черненьких», говоря словами того же Гоголя.
Что же было делать этому писателю, когда даже известные люди, понимавшие в глубине души
оригинальность и существенность не ко двору пришедшихся художественных замыслов Добычин,
говорили: «Добычину надо бежать от своей страшной удачи» (К.А.Федин).
Не один Федин должен был испугаться, когда Добычина в разгар декларируемых побед Большого
Искусства показал, что «уродливое», «одномерное» существование «маленького человека» —
по-прежнему «вечная тема» русской прозы.
Добычин, в отличие от многих достойных писателей 1920-30-х, репрессиям не подвергался. Но судьба
этого писателя по-настоящему ужасна: его одного из первых уничтожали у всех на виду. Уничтожали
собратья по перу. Обстоятельства последних месяцев жизни Добычин очень похожи — по справедливой
мысли В.С.Бахтина — на зловещую репетицию драмы, разыгранной в ленинградской литературной жизни
через 10 лет в связи с постановлением ЦК «О журналах "Звезда" и "Ленинград"».
Вслед за статьей «Правды» от 28 янв. 1936 «Сумбур вместо музыки» на веренице литературных
обсуждений и собраний Добычин оказался в Ленинграде главной мишенью — и как «формалист», и как
«натуралист». 25 марта Добычин отверг обвинения в Доме писателей одной фразой: для него
«неожиданно и прискорбно», что его книга признана «классово враждебной». И сразу же ушел. Собрания,
на которых его клеймили, продолжались и дальше: 28 и 31 марта, 3, 5, 13 апр. Добычина на них не было и,
судя по всему, быть не могло. Он исчез.
В ночь с 25 на 26 марта с Добычиным разговаривала Марина Чуковская, 26-го днем — В.А.Каверин.
Последняя фраза его письма (Николаю Чуковскому): «А меня не ищите — я отправляюсь в далекие края».
Тайный осведомитель «Морской» заявил в НКВД, что 28 марта в 11 ч. 30 мин. Добычин покинул свою
квартиру, отдав ему ключи и сказав, что больше в нее не вернется.
Начиная с 28 марта Добычин ни живым ни мертвым никто не видел. Его стали искать после встревоженного
письма матери из Брянска. Обратились в Дом писателя. По распространенной Начальниками версии,
почерпнутой из донесений тайных информаторов, Добычин «уехал в Лугу».
Безнадежность случая Добычин состояла в том, что он погиб, противостоя всей «литературной
общественности», а не только Начальникам. «Вопрос "За что вы его убили?" — говорит Каверин,— витал в
воздухе Дома писателя. По чести он должен был бы звучать иначе: "За что мы его убили?"».
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх