Дмитриева Елизавета Ивановна
|
Другие персоны с фамилией Дмитриева
Другие персоны с именем Елизавета Кто родился в этот день 12.04 Кто родился в этот год 1887 |
[31.3(12.4).1887, Петербург — 5.12.1928, Ташкент]
— поэтесса, переводчик, детская писательница.
Родилась в семье учителя чистописания. В роду по мужской линии есть шведская кровь, по женской —
цыганская. С 7 до 16 лет болела туберкулезом костей и легких, была прикована к постели, с тех пор
хромала. В силу несчастных обстоятельств детства и юности В. рано стала проявлять склонность к
фантазии, уводящей в «мир мечты». Ее любимые писатели — Э.Т.А.Гофман и Сервантес, позднее —
европейские модернисты Уайльд, Гюисманс и др. В 1904 окончила с медалью гимназию и поступила в
Женский педагогический институт, в 1907 ездила в Париж, где посещала Сорбонну. После окончания
ин-та (окончила по двум специальностям: средняя история и французское Средневековье) в 1908 работала
учительницей истории в петербургской Петровской женской гимназии.
Во время учебы в институте познакомилась с молодыми поэтами, в т.ч. с Н.С.Гумилевым и М.А.Волошиным
(с последним Васильева переписывалась до личного знакомства). В 1908-09 посещала собрания на «Башне»
Вяч.И.Иванова, участвовала в издании журнала «Остров». В 1909-10 была главным действующим лицом в
знаменитой литературной мистификации: по настоянию Волошина она писала стихи на заданные им темы
от имени некоей экзальтированной католической поэтессы Черубины де Габриак и таким образом вела
интригу с редактором журнала «Аполлон» С.К.Маковским. Обширная публикация стихов «Черубины» в
журнале «Аполлон» (1909. № 2) имела шумный успех, легко объясняемый как версификаторским талантом
Васильевой, так и исключительной актуальностью избранной ею «маски» для эпохи «десятых годов».
Поэтическая элита той поры тяготела к подобного рода натурам, сочетающим в себе «святость» и «грех»,
«чувственность» и «аскезу» и т.п. В «Автобиографии» Васильева писала: «Я совсем не боялась и не боюсь
смерти, я 7 лет хотела умереть, чтобы посмотреть Бога и дьявола. И это осталось до сих пор. Тот мир для
меня бесконечно привлекателен» (Автобиография. Избранные произведения. С.25).
Стихи «Черубины» касались самых разных символических тем, они были буквально напоены
символистскими знаками: «Эти руки, как гибкие грозди, / Все сияют в камнях дорогих, / Но оставили
острые гвозди / Чуть заметные знаки на них» («Твои руки»); «Раскрыв незрячие глаза / На мир, где зло с
любовью схоже, / Как нам узнать: то Ангел Божий / Иль только Божия гроза» («В невыразимую
пустыню...»). В стихах Черубины де Габриак особое место занимает тема Петербурга. Образ этого города
поэтесса рисовала красками достаточно сильными и проникновенными. После гибели Н.Гумилева город
предстал перед ее взором в трагическом облике: «Я вернулась, я пришла живая, / Только поздно,— город
мой убит» («Петербург», 1922).
Н.Гумилеву Васильева посвятила не одно стихотворение. Спустя несколько дней после расстрела поэта
она писала: «Помню вечер в холодном Париже, / Новый мост, утонувший во мгле... / Двое русских
сделались ближе, / Вспоминая о Царском Селе». За 3 года до своей кончины В. с пронзительной тоской
вспоминала встречу с Н.Гумилевым: «Погас уже четыре года / Огонь твоих серых глаз. / Слаще вина и
меда / Был нашей встречи час» («Да, целовала и знала...»). С одобрением о стихах «Черубины» отозвался
И.Ф.Анненский, а Волошин, развивая мистификацию, поместил в том же номере «Аполлона»
критико-астрологический разбор — «Гороскоп Черубины де Габриак», в котором предрек ей блестящую
литературная будущность. Однако разоблачение «Черубины» обернулось ссорой Гумилева и Волошина,
закончившейся дуэлью между поэтами (к счастью, не приведшей к трагической развязке) и скандалом в
литературных кругах, близких к редакции «Аполлона».
Потрясенная случившимся, Васильева отходит от активной литературной деятельности, занимаясь в
основном переводами. Впрочем, стихи «Черубины» еще появлялись в «Аполлоне» (1910. №10). После
замужества (1911) Васильева увлеклась антропософией, активно участвовала в деятельности
Антропософского общества, ездила с поручениями в Германию, Швейцарию, Финляндию. С 1918 жила в
Екатеринодаре, где сотрудничала с С.Я.Маршаком, писала пьесы для детей, занималась педагогической
деятельностью (вместе с Маршаком Васильева организовала «Детский городок» — с библиотекой,
мастерскими и театром). В 1922 переехала в Петроград и поступила в ТЮЗ, где до 1926 заведовала
литературной частью.
В 1926-27 работала в Библиотеке Академии наук, однако ее деятельность здесь была прервана
административной высылкой в Ташкент за связь с Антропософским обществом. Последний год жизни
Васильева был отмечен «новой литературной мистификацией» — циклом стихотворений «Домик под
грушевым деревом», написанным от имени китайского поэта-изгнанника Ли Сян Цзы.
В историю русской литературы XX в. Васильева вошла прежде всего как создательница «Черубины де
Габриак» — некоего «идеального» образа «декаденствующей» поэтессы 1910-х; подобного рода
литературная игра продолжает традиции А.К.Толстого и братьев Жемчужниковых с их Козьмой
Прутковым. Однако созданный Васильевой образ оказался роковым для ее собственного поэтического
развития: выйти из-под власти «черубинианы» ей не удалось.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх