AZ-libr.ру

информационный портал





Дмитриева Елизавета Ивановна
[12.04.1887-05.12.1928]

  Другие персоны с фамилией Дмитриева
Другие персоны с именем Елизавета
Кто родился в этот день 12.04
Кто родился в этот год 1887

       [31.3(12.4).1887, Петербург — 5.12.1928, Ташкент]
       — поэтесса, переводчик, детская писательница.
       Родилась в семье учителя чистописания. В роду по мужской линии есть шведская кровь, по женской — цыганская. С 7 до 16 лет болела туберкулезом костей и легких, была прикована к постели, с тех пор хромала. В силу несчастных обстоятельств детства и юности В. рано стала проявлять склонность к фантазии, уводящей в «мир мечты». Ее любимые писатели — Э.Т.А.Гофман и Сервантес, позднее — европейские модернисты Уайльд, Гюисманс и др. В 1904 окончила с медалью гимназию и поступила в Женский педагогический институт, в 1907 ездила в Париж, где посещала Сорбонну. После окончания ин-та (окончила по двум специальностям: средняя история и французское Средневековье) в 1908 работала учительницей истории в петербургской Петровской женской гимназии.
       Во время учебы в институте познакомилась с молодыми поэтами, в т.ч. с Н.С.Гумилевым и М.А.Волошиным (с последним Васильева переписывалась до личного знакомства). В 1908-09 посещала собрания на «Башне» Вяч.И.Иванова, участвовала в издании журнала «Остров». В 1909-10 была главным действующим лицом в знаменитой литературной мистификации: по настоянию Волошина она писала стихи на заданные им темы от имени некоей экзальтированной католической поэтессы Черубины де Габриак и таким образом вела интригу с редактором журнала «Аполлон» С.К.Маковским. Обширная публикация стихов «Черубины» в журнале «Аполлон» (1909. № 2) имела шумный успех, легко объясняемый как версификаторским талантом Васильевой, так и исключительной актуальностью избранной ею «маски» для эпохи «десятых годов». Поэтическая элита той поры тяготела к подобного рода натурам, сочетающим в себе «святость» и «грех», «чувственность» и «аскезу» и т.п. В «Автобиографии» Васильева писала: «Я совсем не боялась и не боюсь смерти, я 7 лет хотела умереть, чтобы посмотреть Бога и дьявола. И это осталось до сих пор. Тот мир для меня бесконечно привлекателен» (Автобиография. Избранные произведения. С.25).
       Стихи «Черубины» касались самых разных символических тем, они были буквально напоены символистскими знаками: «Эти руки, как гибкие грозди, / Все сияют в камнях дорогих, / Но оставили острые гвозди / Чуть заметные знаки на них» («Твои руки»); «Раскрыв незрячие глаза / На мир, где зло с любовью схоже, / Как нам узнать: то Ангел Божий / Иль только Божия гроза» («В невыразимую пустыню...»). В стихах Черубины де Габриак особое место занимает тема Петербурга. Образ этого города поэтесса рисовала красками достаточно сильными и проникновенными. После гибели Н.Гумилева город предстал перед ее взором в трагическом облике: «Я вернулась, я пришла живая, / Только поздно,— город мой убит» («Петербург», 1922).
       Н.Гумилеву Васильева посвятила не одно стихотворение. Спустя несколько дней после расстрела поэта она писала: «Помню вечер в холодном Париже, / Новый мост, утонувший во мгле... / Двое русских сделались ближе, / Вспоминая о Царском Селе». За 3 года до своей кончины В. с пронзительной тоской вспоминала встречу с Н.Гумилевым: «Погас уже четыре года / Огонь твоих серых глаз. / Слаще вина и меда / Был нашей встречи час» («Да, целовала и знала...»). С одобрением о стихах «Черубины» отозвался И.Ф.Анненский, а Волошин, развивая мистификацию, поместил в том же номере «Аполлона» критико-астрологический разбор — «Гороскоп Черубины де Габриак», в котором предрек ей блестящую литературная будущность. Однако разоблачение «Черубины» обернулось ссорой Гумилева и Волошина, закончившейся дуэлью между поэтами (к счастью, не приведшей к трагической развязке) и скандалом в литературных кругах, близких к редакции «Аполлона».
       Потрясенная случившимся, Васильева отходит от активной литературной деятельности, занимаясь в основном переводами. Впрочем, стихи «Черубины» еще появлялись в «Аполлоне» (1910. №10). После замужества (1911) Васильева увлеклась антропософией, активно участвовала в деятельности Антропософского общества, ездила с поручениями в Германию, Швейцарию, Финляндию. С 1918 жила в Екатеринодаре, где сотрудничала с С.Я.Маршаком, писала пьесы для детей, занималась педагогической деятельностью (вместе с Маршаком Васильева организовала «Детский городок» — с библиотекой, мастерскими и театром). В 1922 переехала в Петроград и поступила в ТЮЗ, где до 1926 заведовала литературной частью.
       В 1926-27 работала в Библиотеке Академии наук, однако ее деятельность здесь была прервана административной высылкой в Ташкент за связь с Антропософским обществом. Последний год жизни Васильева был отмечен «новой литературной мистификацией» — циклом стихотворений «Домик под грушевым деревом», написанным от имени китайского поэта-изгнанника Ли Сян Цзы.
       В историю русской литературы XX в. Васильева вошла прежде всего как создательница «Черубины де Габриак» — некоего «идеального» образа «декаденствующей» поэтессы 1910-х; подобного рода литературная игра продолжает традиции А.К.Толстого и братьев Жемчужниковых с их Козьмой Прутковым. Однако созданный Васильевой образ оказался роковым для ее собственного поэтического развития: выйти из-под власти «черубинианы» ей не удалось.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 16:07:04 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"