Дмитриев Олег Михайлович
|
Другие персоны с фамилией Дмитриев
Другие персоны с именем Олег Кто родился в этот день 01.07 Кто родился в этот год 1937 |
[1.7.1937, Омск - 9.12.1993, Москва]
— поэт.
В 1959 закончил факультет журналистики МГУ. Первые стихи опубликовал в коллективном сб.
«Общежитие» (1961), где, кроме него, были представлены В.Костров, Д.Сухарев и В.Павлинов.
Дмитриев начинал как романтик. В своих стихах он любуется людьми дела, первооткрывателями,
геологами, заметно героизируя их. Вскоре лирика его обретает эпические свойства, а герои стихов —
бытовое правдоподобие, сохраняя, тем не менее, качества, составляющие, как тогда говорили,
«положительный образ молодого современника». В студенческие годы и после окончания университета
много ездил по стране, увлеченный романтикой целины, гигантских строек, геологических открытий,
неожиданных встреч. На волне молодого энтузиазма, навеянного ветрами первой «оттепели», и
рождались первые книги поэта «Проспекты и просеки» (1963) и «Арбатские сибиряки» (1965), в которых
было немало точно схваченных, хотя и не всегда поэтически осмысленных зарисовок с натуры.
Заметной в творчестве Дмитриева стала книга «Удар по кремню» (1967), открывающаяся концептуальным
для поэта стих. «Я полюбил спокойную манеру...», где он определил дальнейшую линию творческого
поведения и нравственно-эстетическую позицию: «...ценить слова и зря не тратить их». «Спокойная
манера» подобна «медленно катящейся реке», которая течет, «завися очень мало от ливней и от таянья
снегов». Дмитриев отвергает суету и мелочность в пользу непреходящего, «вечного». Речь идет о
манере, шире — о стиле, и его стихи отнюдь не лишены ни волнения, ни страсти.
Муза Дмитриев стала строже. Поэт, переборов тягу к романтическим абстракциям, заглянул в забытые
уголки жизни и осветил их лучом поэзии. Как бы заново увидел он и городскую окраину, и базары, и
разрушаемый дом на Арбате, пронзительно ощутив сокрушительные последствия наступления
цивилизации на природу: «К стволу прислонившись плечом, / Стою я, зажму рясь от боли, /Как будто
мечом рассечен, / Границей асфальта и поля».
В 1960-е Дмитриев переживает общее для поэтов его времени острое влечение к природе, носившее у него
сентиментальную окраску. Впрочем, от инерции «советского руссоизма» его спасало чувство юмора:
«Выучу названия цветов, / Буду травы звать по именам! / Кто-то улыбнется — я готов / Быть смешным по
нашим временам!» (сб. «Летом на земле», 1970).
Тем не менее, Дмитриев — поэт города, его поэзия вобрала в себя ту сумму опыта, которая связана с
Москвой. «Возвращение в город» — это и тема стихов, и метафора, раскрывающая лучшие движения души
Дмитриева. Он делится с читателями воспоминаниями о старой Москве, «о доме с мезонином / Под крышей
кружевной!», размышляет о том, что же будет дороже новым поколениям москвичей — «Особняк
столетний / Иль башня в сто окон?» («Новая Москва»). У зрелого человека свой взгляд на обновленную
Москву, он может вызвать в своих воспоминаниях ее старый облик, например, Суворовский бульвар, как в
одноименном стих.: «И там сегодня, без вина хмелея, / Я в желтых листьях, в ливнях и в снегу / По голубой
от сумерек аллее / Навстречу русой девочке бегу». Поэт не возражает против появившегося здесь
тоннеля, в котором «...авто скрываются. / И вновь из тьмы являются на свет...». Он принимает это как
неизбежность меняющейся жизни и, обращаясь к Москве, восклицает: «О, наслажденье — / Твою
постигнуть красоту: / Старинных зданий возрожденье, / Строений новых высоту!».
Для Дмитриева, мальчиком гонявшего футбольный мяч по асфальту московских дворов, встреча с рекой и
лесом в зрелости не сразу обернулась поэтическими открытиями. Должно было появиться то ощущение
природы, которое не форсировало чувство, но сохраняло открытость души для свежих впечатлений,
способность удивляться прекрасному: «И слушая, как бьют часы Кремля, / Я видел луг, усыпанный росою,
/ Мне вспоминалась мягкая земля, / податливая под ногой босою...».
Город Дмитриев ощущает как истый горожанин — одновременно любит и клянет его, рвется из города и
не может без него жить. Он видит «неприветливый город, где небо квадратно», и у него вырывается
вздох облегчения, когда за светофором возникает дом, в котором он живет: «Как спокойно на родине!
Шепчут шины, / И трамваи звенят за углом...» Позднее поэт скажет: «Мое отдохновение — Москва: /
Заяузье, Арбат, Замоскворечье...» Дмитриев использует в стихах о Москве преимущества детского,
самого непосредственного ощущения большого города. Он еще помнит «скрип валенок, дразнящий свист
саней / В аллеях Александровского сада». Образ Москвы в стихах Д. создают ее улицы и переулки,
Москва-река и Яуза с их мостами, особенно любимо Замоскворечье с Николой в Кузнецах, Черниговским и
Малым Толмачевским переулками, дворы и дворики, звонки трамваев — это свидетели детства, свидетели
истории.
В стихах и поэмах Дмитриева Москву можно увидеть во все времена года и в любое время суток, увидеть
лиловые закаты и рассветы над Москвой, «когда от куполов Кремля вокруг / Расходится сиянье
позолоты...». Свою Москву поэт дарит читателю как некую панацею от болей и обид: «...В невыносимый
день, в ужасный час / Идите в Кремль, и старые соборы / Спокойствием своим поддержат вас». Словно
глядя на Москву сверху, Дмитриев рисует панорамную картину города: «Бульварное кольцо / Лежит в
кольце Садовом. / Садовое кольцо / Лежит в кольце застав. / А из него Москва / Стремится к далям новым,
/ Как руки, широко / Проспекты разметав» («Вековые кольца»). Этот почти кинематографический ракурс
позволяет заключить в пределы одного стих, и развернутую панораму Москвы со словно сошедшим с
небес Кремлем, и кольца дорог, и города-спутники, стоящие как стражи вокруг столицы, и устремленные к
ней поезда, и людские потоки, вливающиеся в улицы города, оживляя и одухотворяя его. Удивительно
теплыми московскими пейзажами наполнена поэма «Замоскворечье» (1977-78). Маленькая поэма «Две
Анны» (1983) начинается со строк, ставших ее лейтмотивом: «А в Измайлове пахло весенним дождем / И
листвой, и землей, и смолой...».
Дмитриев может плениться красотами Беломорья, карельских озер, передать в стихах таинственное
свечение сев. пейзажа. Но сердце его принадлежит Москве. Он любит ее такою, какою она вошла в юное
сознание, и, представляя себя воскресшим в XXV в., Дмитриев и тогда идет «в направление старины»: «К
своей Москве в другой Москве пойду / И через двести лет, и через триста». Дмитриев не просто поэт
города, он — поэт Москвы.
Город в лирике Дмитриев — это большая самостоятельная тема, отражение духовной и нравственной
жизни современника в ее наименее исследованном варианте, в ней он совершенно суве-ренен. Из
наибольшего последовательно разработанных поэтом следует назвать также темы дружбы,
товарищества как категорий не только этических, но и эстетических («мои друзья — хорошие поэты...»).
Беспечность и юношеская неразборчивость в дружбе уступают место пониманию сложности этого чувства,
ибо каждый человек — это целый мир неразгаданных тайн, связей, надежд и стремлений. Он ценит в
дружбе чувство взаимопонимания, хранит верность старым привязанностям. В стих. «Приглашение друга»
(1976) он вспоминает: «Сколь был широк беспечный круг / У нас вначале!». С годами круг друзей сужался.
Но, теряя чью-то дружбу, поэт желал одного: «Но все ж, былая дружба, / Не обернись враждой».
Обращаясь к своим сверстникам, поэт высказывает заветное: «Пошли вперед — / Длинна ли, коротка ли /
Сейчас ложится каждому стезя. / Всех вас хочу увидеть стариками, / Мои сорокалетние друзья!»
Дмитриев всегда оставался «городским» поэтом, и время отразилось в его лирике через сознание и
комплекс переживаний столичного жителя.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх