Дельвиг Андрей Иванович
|
Другие персоны с фамилией Дельвиг
Другие персоны с именем Андрей Кто родился в этот день 13.03 Кто родился в этот год 1813 |
— инженер-генерал (с 1883).
Из древнего немецкого дворянского рода, представители которого в XV в. переселились в Прибалтику и в
1723 возведены в баронское достоинство Шведского королевства. Сын барона Ивана Антоновича
Дельвига; двоюродный брат поэта барона А.А.Дельвига (друга А.С.Пушкина).
Род. в с. Студенец Задонского уезда Воронежской губ.
В 1821—26 воспитывался в пансионе Д.Н.Лопухиной в Москве.
В 1827—29 учился в Военно-строительном училище в Санкт-Петербурге, преобразованном затем в
Институт корпуса инженеров путей сообщения, который окончил в 1832 с чином поручика и поступил на
службу в 3-й округ путей сообщения, где и состоял до 1836.
С 1832 производитель работ по сооружению Московского водопровода.
В 1836 на Тульском оружейном заводе.
В 1837 построил мост в Туле через р. Упа, проводил изыскания по устройству судоходства по Упе.
С 1839 занимался работами по снабжению водой Московского воспитательного дома, устройству
набережных, проводил изыскания по снабжению Москвы ключевыми водами.
В 1841 проводил осмотр местности близ Сухума в связи с предполагавшейся там осушкой болот,
разработал проект постройки моста через р. Кубань.
В 1842 принял участие в военной экспедиции против горцев на Кавказе.
В 1842—55 состоял при главноуправляющем Главного управления путей сообщения и публичных зданий
гр. П.А.Клейнмихеле; разработал проект моста через р.Днепр.
В 1845—48 начальник работ по устройству Нижнего Новгорода, составил проекты и руководил работами
по сооружению водопровода и фонтанов. Во время Венгерского похода 1849 инспектор военных
сообщений действующей армии; руководил строительством моста через р. Гернат, участвовал в боевых
действиях.
С 1850 член Учебного комитета Главного управления путей сообщения и публичных зданий.
В 1852—61 председатель архитектурного совета Комиссии для сооружения в Москве храма во имя Христа
Спасителя, а также член Комитета для надзора за устройством фабрик и заводов в Москве и ее уезде.
С 1852 начальник московских водопроводов. К коронации императора Александра II в августе 1856
устроил систему водоснабжения на Ходынском поле в Москве для подачи воды воинским командам.
Одновременно осуществлял научные исследования, преимущественно в области гидротехники. За книгу
«Руководство к устройству водопроводов» (1856), которая долгое время служила основным пособием при
проектировании и строительстве водопроводов, удостоен Демидовской премии Петербургской АН. Автор
ряда других работ на эту же тему.
С 1860-х гг. главное внимание сосредоточил на железных дорогах. Принял деятельное участие в
строительстве 32-х железнодорожных линий общей протяженностью свыше 111 тыс. верст.
В 1861—71 состоял главным инспектором частных железных дорог.
В 1868 получил чин инженер-генерал-лейтенанта.
В 1868 состоял членом Комиссии для пособия пострадавшим от неурожая в разных местностях России,
членом Комиссии для начертания путей, могущих служить для скорого подвоза хлеба к части страдающих
от неурожая северных губерний.
С 1868 член Комитета железных дорог; член Совета министра путей сообщения, с 1869 постоянный член
учрежденного при Военном министерстве Комитета по передвижению железными дорогами и водою.
В июне 1869 назначен сенатором; за отсутствием министра представлял Министерство путей сообщения в
Сенате и Комитете министров, принял главное заведование делами по железным дорогам с правами
начальника Главного управления.
В 1869—71 за отсутствием министра неоднократно временно управлял Министерством путей сообщения.
В январе-мае 1871 начальник Управления железных дорог и председатель Совещательного комитета
Министерства путей сообщения.
В 1871 по состоянию здоровья уволился со службы в министерстве и присутствовал в 1-м Межевом
департаменте Сената.
В 1875—77 председатель съезда главных по машиностроительной промышленности деятелей.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх