Дебольский Николай Григорьевич
|
Другие персоны с фамилией Дебольский
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 28.11 Кто родился в этот год 1842 |
- философ, педагог.
Род. в Петербурге в семье богослова.
Окончил Горный институт и естественный факультет Петербургского университета.
В 1868-1871 - воспитатель в военной гимназии. Затем преподавал педагогику в женской гимназии. Был преподавателем метафизики, логики и психологии в Петербургской Духовной академии (1880-1886).
С 1880 служил в Министерстве народного просвещения.
В 1896-1904 - вице-директор Департамента народного просвещения.
С 1903 - член Совета Министерства народного просвещения. Один из учредители Философского общества в Петербурге (1897).
С 1903 почетный член Философского общества. Анализируя философские взгляды Дебольского, В.В.Зеньковский отмечает их эволюцию от материализма и эмпиризма к кантовскому признанию формальных структур в ощущениях, невыводимых из самих ощущений, а связанных с единством сознающего субъекта; затем он оказался увлеченным Гегелем и пришел к несогласию с ним, к установлению Верховного Существа. Ограниченный, конечный разум, отличный от Бесконечного Разума, обладает лишь созерцательной, а не творческой силой. Философия, восходя к Первоначалу, не может дать нам знание о Первоначале, которое остается для нас непознаваемой сущностью, она может лишь обнаружить, что этот Бесконечный Разум (Первоначало) есть лишь "Верховное Разумное Существо" (Гегель превратил Бога в идею, между тем как он есть Существо). (См. подробнее о философских взглядах Дебольского в книге 3. "ИРФ". Т.2. 4.1. С. 166-172.)
Надо отметить, что Дебольский был знатоком философии Гегеля, во многих вопросах (например, эстетических) разделял его взгляды. Дебольский предпринял перевод на русский язык 3 томов "Науки Логики" Гегеля. Н.О.Лосский выделяет несколько работ Дебольский и основные их идеи, свидетельствующие о глубине осмысления Дебольский философских проблем. В работе "О диалектическом методе" Дебольский проводит различие между формальным логическим методом, как изучающим понятия, и диалектическим методом, как оперирующим идеями.
Все понятия, по Дебольскому, внутренне противоречивы. Противоречия разрешаются, "если допустить возможность бесконечного синтеза или анализа". Поднимаясь от понятия к идее, мыслитель вступает в сферу бесконечного.
Основная работа Дебольского - "Философия феноменального формализма". В ней он проводит различие между божественным абсолютным духом и ограниченным умом человека. Абсолютный дух, познающий форму и содержание бытия, познает объекты в себе. Ограниченный ум человека получает доступ только к формальной стороне абсолютного духа, познавая лишь явления. По своим эстетическим взглядам Дебольский был близок к Гегелю. Прекрасное он понимал как сверхчувственную реальность, выраженную в чувственном образе.
Дебольскому принадлежит также ряд сочинений по педагогике. В работе "Безусловный скептицизм как средство оздоровления философии" Дебольский говорит о догматизме, состоящем "в установлении в качестве аксиом некоторых положений, признаваемых за самоочевидные истины", как о главной помехе успешному развитию философии "Безусловным освобождением мысли от всяких догматических пут" Дебольский считает "безусловный скептицизм, сомнение во всем, даже в собственном сомнении", источником которого "служит выставляемое за аксиому положение: познание как акт сознания может иметь своим предметом лишь состояние сознания" (Л. "ИРФ". С.165-166).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх