Дворецкий Израиль Моисеевич
|
Другие персоны с фамилией Дворецкий
Другие персоны с именем Израиль Кто родился в этот день 02.05 Кто родился в этот год 1919 |
[2.5.1919, ст. Слюдянка Иркутской обл.— 20.5.1987, Ленинград]
— очеркист, прозаик, драматург.
Отец Дворецкого до 1917 участвовал в революционном движении, был членом партии
эсеров-максималистов, за участие в террористическом акте отбывал в Сибири каторжные работы, потом
остался в Сибири, был после революции рабочим и служащим. В 1938 репрессирован, погиб в лагерях.
Мать происходила из семьи, отправленной в Сибирь на поселение, родилась в Александровском централе
— знаменитой тюрьме. В начале 1920-х родители Дворецкого расстались. Отец уехал в Москву, мать
второй раз вышла замуж.
В детстве Дворецкий не раз убегал из дому. Не поступив после окончания школы в институт, уехал в
Херсон, работал там на верфи. Через год поступил в Московский институт государственного права, где
проучился 2 года. В июле 1940 Дворецкий с группой студентов был арестован и осужден по уголовной
статье. Однако решение вынес не суд, а Особое совещание, и всем, как вспоминал Дворецкий, «дали по
восемь лет срока и статью "социально опасный элемент"». Дворецкий добавили еще срок как сыну «врага
народа». Несколько раз он пытался бежать, за последний побег был осужден еще на 3 года заключения и
отправлен на Колыму. Во время Великой Отечественной войны Дворецкий подал 6 заявлений с просьбой об
отправке на фронт, но его не отпустили. На Колыме Дворецкий «работал как все — землекопом, слесарем,
возчиком, статистиком, трактористом, рыбаком, грузчиком, а последний год руководителем лагерной
агитбригады».
В 1946 Дворецкий был амнистирован. Вернулся в Иркутск, работал на хозяйственной работе, затем три
года в газете. Восточно-Сибирского военного округа «Советский боец». 2 года заочно учился на
филологическом факультете Иркутского университета. Первая публикация состоялась в 1949. В том же
году Дворецкий участвовал в творческой конференции молодых писателей Иркутской обл. К этому был
приурочен выпуск местным отделением СП его машинописного сборника рассказов, написанных в 1947-49.
В них Дворецкий писал о том, что видел в корреспондентских поездках.
В 1952 вышла повесть Дворецкого «Тайга весенняя» о сибирском леспромхозе, в 1954 — книга рассказов
«Полноводье».
С 1955 Дворецкий — член СП СССР. Он переехал в Москву, учился на Высших литературных курсах вместе
с Кулиевым, Аграновским, Айтматовым, Падериным и др.
В 1956-1959 в центральных журналах публиковались очерки Дворецкого о строительстве Братской ГЭС.
В 1957 в «Молодой гвардии» была напечатана во многом автобиографическая повесть «Командировка».
В 1958 Дворецкий получил заказ на пьесу от московского Театра им. А.С.Пушкина.
27 окт. 1959 состоялась премьера пьесы «Трасса» в Ленинграде, в БДТ им. А.М.Горького. Днем позже
прошла премьера в Москве. Так Дворецкий стал драматургом.
В 1964 Дворецкий переехал в Ленинград.
В 1967 по заказу ТЮЗа (Театр юного зрителя) написал пьесу о школьниках «Мужчина семнадцати лет»,
которая пользовалась большим успехом. В то же время «Ленфильм» заказал Дворецкому сценарий.
«Инженер» — так Дворецкий назвал его — был написан, но студия им не занималась. Театр им. Ленсовета
предложил Дворецкому переделать сценарий для театральной сцены. Так родилась самая известная пьеса
Дворецкого — «Человек со стороны» (1971), положившая начало т.н. «социологической драме». В
«Человеке со стороны» Дворецкий вывел на сцену нового героя — человека начала 1970-х, полностью
подчинившего себя делу, которым он занят.
«Человек со стороны» стал в творчестве Дворецкого переломной пьесой. Дальнейшая эволюция героя его
драматургии идет от максималиста, требующего полного подчинения делу («Человек со стороны»), к
максималисту, воспринимающему дело как часть жизни, а не жизнь как жертву делу. Такой герой живет в
согласии с самостоятельно выработанными правилами жизни, но стремясь понимать окружающих
(«Ковалева из провинции», 1973; «Проводы», 1975; «Веранда в лесу», 1977; «Директор театра», 1984;
«Члены общества кактусов», 1986). Возможно, на такую эволюцию героев Дворецкого в какой-то мере
оказало влияние руководство созданной им драматургической мастерской, из которой вышли С.Злотников,
А.Галин, Л.Разумовская, А.Соколова, А.Кургатников и другие — драматурги «новой волны»,
сосредоточившиеся на частной, личной жизни своих персонажей.
Последней пьесой Дворецкого стала «Колыма», увидевшая свет уже после смерти автора. Первый вариант
пьесы был написан еще в начале 1960-х.
В 1987, значительно изменив пьесу по форме, Дворецкий создал вторую редакцию. В ней наши
современники репетировали пьесу о Колыме на сцене народного театра, пытаясь одновременно понять
характеры своих героев и объяснить себе и зрителям, людям конца 1980-х, смысл жизни в тяжкое и
страшное время. Эти попытки помогали им разобраться в собственной жизни.
Дворецкий не создал того драматургического единства, которое можно было бы назвать театром
Дворецкого. Но он создал своего героя — человека, который под разными именами переходил из одной
пьесы в другую, меняясь вместе со временем и своим создателем.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх