Дарский Дмитрий Сергеевич
|
Другие персоны с фамилией Дарский
Другие персоны с именем Дмитрий Кто родился в этот день 11.10 Кто родился в этот год 1883 |
- литературовед.
Род. в Туле. Сын священника.
В 1903 поступил на исторический факультет Московского университета (в 1905 жил за границей, большей частью в Мюнхене, где слушал в университете лекции по философии), в 1907 перешел в Петербургский университет, закончил его в 1908.
Работал преподавателем истории и литературы.
В 1924 избран в члены ГАХН.
С 1934 - научный сотрудник, с 1937 - заведующий библиотекой Государственного литературного музея, уволен в 1940.
В 1954 был определен в дом инвалидов г.Клин.
В свое литературоведческое творчество Дарский стремился привнести философский анализ, философскую оценку идей и образов исследуемого произведения. Характеризуя его мировоззрение, В.А.Викторович отмечает следующее. В работе о космическом сознании в лирике Тютчева Дарский показывает его как поэта-философа, ориентирующегося на Вл.Соловьева и на принципы имманентной критики Ю.И.Айхенвальда.
Дарский понимает термин "космическое сознание" как высшую, качественно новую ступень развития человеческого духа, прозрение смысла мирового порядка ("Бог есть вселенная") и в связи с этим избавление от страха смерти. Дарский прибегает к импрессионистическому описанию литературных идей и образов Тютчева. Как указывает далее В.А.Викторович, "Маленькие трагедии Пушкина" (1915) представляют собой образцовое явление эссе-истической критики. Опровергая традиционное представление об А.С.Пушкине как "светлом", безмятежном гении, Дарский трактует "Маленькие трагедии" как переломное явление творчества и жизни поэта, в душе которого происходила "последняя борьба" Бога с дьяволом.
Дарский склонен рассматривать художественное произведение как духовную автобиографию творца (например, Пушкин "Каменного гостя" - "раскаявшийся Дон-Жуан"), силою искусства побеждающего собственные страсти. Неизмеримая глубина Пушкина, как утверждает Дарский, очевидна при соотнесении его образов с художественным миром Ф.М.Достоевского, который лишь прояснил открытия Пушкина в религиозно-философском ключе. В анализе лирики Фета у Дарский окончательно оформился метод "поэтической биографии": биограф сознательно растворяется в идеях и образах писателя.
Дарский завершил в 1923 книгу "Розанов". В ней сформулирована сходная с Розановым "космическая идея": мир создан не только "рационально", но и священно; в центре всего лежат молитва и любовь.
В последние годы Дарский начал философский трактат об идее воскрешения в христианском учении, проводит мысль о бессмертности "духовной материи". (См.: "БСРП". Т.2. С.87-89.)
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх