Данзас Юлия Николаевна
|
Другие персоны с фамилией Данзас
Другие персоны с именем Юлия Кто родился в этот день 22.05 Кто родился в этот год 1879 |
- историк религии, философ.
Род. в Афинах, в семье дипломата - потомка К.Данзаса, лицейского товарища А.Пушкина.
Окончила Сорбонну, доктор философии.
Увлекалась теософией; входила в масонский орден мартинистов.
С 1917 профессор Петроградского университета.
В 1920 назначена заведующей Домом ученых.
Порвала с теософией и перешла в католичество, в 1923 стала монахиней.
В конце 1923 в ходе развернувшейся антирелигиозной кампании арестована и приговорена к 10 годам заключения. Отбывала заключение в сибирских тюрьмах и на Соловках. Освобождена в начале 1932.
При посредстве М.Горького добилась выезда к брату в Берлин (1933). Переехала во Францию. Занималась литературной и журналистской деятельностью, писала мемуары (последние книги - об императрице Александре Федоровне, 1942).
В книге "Запросы мысли" (1906) она анализировала идеалы, которыми живет человечество, и находила их недостаточными. Неудачу христианства она усматривала в утрате им радостного мистического чувства, а целью познания полагала облегчение мирового страдания определением смысла всего сущего. Видя начало зла и страдания в материи, Данзас стояла ближе к гностикам и философии эллинизма, чем к христианскому богословию.
Ее интерес (в тот период) к религиозно-философским течениям в древнем христианстве, положившим основание сектантству, вылился в обстоятельное исследование. (1913). По ее мнению, христианство стало мировой религией, потому что восприняло язык эллино-римской культуры и философии.
На первый план в христианстве Данзас ставит не подвиг любви к ближнему, а подвиг духовного самосовершенствования, открывающий человеку мистический идеал духовного созерцания. Раннехристианский гностицизм близок ей своим учением о спасении через знание, дуализмом и пренебрежением к сотворенному материальному миру. В изложении некоторых гностических доктрин, например, Василида, видно ее намерение сблизить его учение о выходе из злого космоса с пессимизмом Шопенгауэра и идеей нирваны в буддизме. Использование положений древних гностиков о построении собственного мировоззрения созвучно попыткам В.С.Соловьева обратиться к принципам гностической космогонии в своих ранних работах. В книге "Религиозный путь русского сознания" (1935), написанной с католических позиций, она отмечает в русском христианстве элементы манихейского и богомильского дуализма, обращается к истории сектантства в России, критикует славянофилов.
В историософии России следует Чаадаеву, которого, как и Соловьева, считает важнейшей фигурой в истории русской философии (См.: И.Розенталь. "РЗ". С.212; А.П.Козырев. "РФС". С.129-130.)
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх