Данилевский Василий Яковлевич
|
Другие персоны с фамилией Данилевский
Другие персоны с именем Василий Кто родился в этот год 1879 |
- физиолог, медик, общественный деятель.
Профессор Харьковского университета.
Действительный член Психологического общества при Московском университете.
В своей книге "Врач, его призвание и образование" (1921) показал отличие натуралистского мировоззрения, называемого им "положительным мировоззрением", от философского и необходимость для работы естествоиспытателя и медика именно этого "позитивизма". Исходным принципом такого мировоззрения является убеждение, что вся природа умопостигаема, но - "в пределах материального опыта", в пределах чувственных восприятий. Никакие умозрительные философские системы, умозрительные "метафизики", никакие "витализмы" и им подобные учения не отвечают требованиям науки. Наука, подчеркивал он, не допускает непререкаемых догматов, авторитетов; "все, доступное нашему чувственному опыту и наблюдению, должно быть методически исследовано, проверено и обосновано фактами и логикой, и только такое знание может быть признано научным... Все же, что лежит по ту сторону такой положительной науки, что не может быть объективно проверено и доказано указанным способом, все это не может претендовать на научность, объективную убедительность и обязательную приемлемость" (СИ). Положительное мировоззрение, как и наука, есть наука, т.е. обобщенное воззрение на миропорядок, не отрывающееся от фактов, от данных естествознания. Оно "не занимается вопросами о конечных целях и судьбах человечества, о конечном торжестве добра над злом, о моральном назначении человека на земле, о сущности вещей, об абсолютных истинах, о происхождении зла и страдания" (Там же. С.13).
Необходимо, с его точки зрения, изгнать всякую "схоластику" из научного обихода, в лучшем случае, надо быть нейтральным к этому стремлению специалиста. Является ли ученый приверженцем механистического материализма или энергетического миропонимания, или кондиционализма или какого-либо другого толка - это уже предоставляется его свободному выбору и зависит не только от его образовательной и философской подготовки, но также и от врожденного склада интеллекта. "Положительное мировоззрение" Данилевского во многом напоминало "научное мировоззрение" В.И.Вернадского или "научную натурфилософию" С.П.Костычева - некую систему теоретических принципов и понятий, законов, занимающую промежуточное положение между какой-либо частной наукой и философией, оно подобно тем уровням генерализации знания, которые физики называли "физической картиной мира".
Философия, по его мнению, никоим образом не влияет на теорию и практику специалиста, надо следовать лишь "положительному миросозерцанию". Оно питает, как полагал Данилевский, медицинскую этику, также основываемую на опыте, на непосредственном контакте с больным.
Данилевский много внимания уделял разработке этической проблематики. Считая врача безусловным представителем научного знания, Данилевский утверждал, что без призвания к врачебной деятельности, альтруистского чувства, самоотверженности, моральной стойкости человек не может быть врачом. "Основной признак всей врачебной деятельности - это гуманность, человеколюбие и исходящий отсюда нравственный долг". Данилевский подчеркивал ответственность врача не только за диагноз и лечение, но и за его психическое воздействие на больного, и в связи с этим выдвигал требование, чтобы врачи были практиками-психологами, психогигиенистами. Он разработал проблемы поведения врача в связи со смертью пациента, этические аспекты профессиональной тайны и другие.
Данилевский может по праву считаться одним из основоположников врачебной этики в России.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх