Давыдов Иван Иванович
|
Другие персоны с фамилией Давыдов
Другие персоны с именем Иван Кто родился в этот день 15.06 Кто родился в этот год 1794 |
- философ и филолог.
Род. в Тверском уезде Тверского наместничества. Происходил из дворян.
В 1812 окончил Москофский университет, кандидат словесности, в 1814 стал магистром,
в 1815 защитил докторскую диссертацию - "О преобразовании в науках, произведенных Бэконом".
Преподавал философию, профессор Москофского университета (с 1822),
директор Главного педагогического института в Петербурге (1847-1858);
академик с 1841.
Давыдов пытался соединить сенсуализм Локка с рационализмом Шеллинга. По его собственным словам, "из немецких философов Шеллинга он предпочитал всем другим". Оказал существенное влияние на развитие шеллингианства в Москве. Не будучи сам оригинальным мыслителем, он оказал, по мнению современников, сильное влияние на новое поколение слушателей своим педагогическим мастерством, тем, что осуществлял приложение философии к словесности интересными курсами по философии Давыдовым подготовлены два учебника - "Опыт руководства к истории философии" (1820) и "Начальные основания логики" (1821).
"Логика" привлекла внимание официальных кругов, стремившихся к упразднению преподавания философии в университетах. В письме Министру духовных дел и народного просвещения Магницкий писал по поводу "Логики" Давыдова: "Замечания сии заключают вкратце весь смысл разрушительной нынешней философии, от Канта до Стефенса, которого имя еще никому у нас неизвестно, кроме фанатических его адептов и малого числа их сопротивников, между тем как он есть опаснейший довершитель Шеллинговской философии, которой вся адская тайна в подносимых мною примечаниях открыта и обнаружена" (Русский архив. 1864. Стлб. 325).
После возобновления Давыдовым чтения лекций последовал новый донос - флигель-адъютант, посетивший лекцию, донес Государю о вольнодумстве профессора Давыдова пришлось оставить преподавание философии. Давыдов обращал внимание молодежи на большую ценность философии. Он указывал, что философия постигает чудесные силы души человека в его стремлении к высокому назначению. "Предмет философии,- писал Давыдов,- есть просвещение ума истиной и образование сердца добродетелью. Философ исследует природу и пользуется сокровищами ее для блаженства жизни. Он наблюдает человека в различных странах, веках и обстоятельствах и все лучшее в нравах и обычаях обращает в собственную пользу и пользу ближних". "Философия - надежный светильник в мрачном пути жизни, твердая опора в действиях" (Опыт руководства к истории философии. М., 1820. С.125, 126). Назначение философии - совершенствование нравственности и законов, образование нравов и улучшение человеческого рода.
Давыдов подразделял философию на 3 части: теоретическую, практическую и эстетическую. Предмет теоретической философии по Давыдову, составляет познание, а также истолкование пространства, времени, понятий, идеалов, умственных созерцаний. Здесь формируются психология, логика, метафизика. Давыдов считал, что философия есть естественное (врожденное) стремление познавать и находить в познаваемом единство; этому средостремительному действию духа противоположно действие средобежное, по которому единство раскрывает себя в многоразличии в творениях духа. Философия как наука есть психология, ведущая к открытию единства в знании и бытии; это учение относится к жизни как средство к цели: все знание и "мысление" необходимо привести в единство, чтобы жизнь человека и человечества соответствовала идеям "самосведения", идеям истины, доброты и изящества.
В поздний период своего творчества Давыдов сосредоточился на проблемах литературоведения, филологии и эстетики. Был сторонником идеологии "официальной народности".
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх