AZ-libr.ру

информационный портал





Давыдов Иван Иванович
[15.06.1794-15.11.1863]

  Другие персоны с фамилией Давыдов
Другие персоны с именем Иван
Кто родился в этот день 15.06
Кто родился в этот год 1794

       - философ и филолог.
       Род. в Тверском уезде Тверского наместничества. Происходил из дворян.
       В 1812 окончил Москофский университет, кандидат словесности, в 1814 стал магистром,
       в 1815 защитил докторскую диссертацию - "О преобразовании в науках, произведенных Бэконом".
       Преподавал философию, профессор Москофского университета (с 1822),
       директор Главного педагогического института в Петербурге (1847-1858);
       академик с 1841.
       Давыдов пытался соединить сенсуализм Локка с рационализмом Шеллинга. По его собственным словам, "из немецких философов Шеллинга он предпочитал всем другим". Оказал существенное влияние на развитие шеллингианства в Москве. Не будучи сам оригинальным мыслителем, он оказал, по мнению современников, сильное влияние на новое поколение слушателей своим педагогическим мастерством, тем, что осуществлял приложение философии к словесности интересными курсами по философии Давыдовым подготовлены два учебника - "Опыт руководства к истории философии" (1820) и "Начальные основания логики" (1821).
       "Логика" привлекла внимание официальных кругов, стремившихся к упразднению преподавания философии в университетах. В письме Министру духовных дел и народного просвещения Магницкий писал по поводу "Логики" Давыдова: "Замечания сии заключают вкратце весь смысл разрушительной нынешней философии, от Канта до Стефенса, которого имя еще никому у нас неизвестно, кроме фанатических его адептов и малого числа их сопротивников, между тем как он есть опаснейший довершитель Шеллинговской философии, которой вся адская тайна в подносимых мною примечаниях открыта и обнаружена" (Русский архив. 1864. Стлб. 325).
       После возобновления Давыдовым чтения лекций последовал новый донос - флигель-адъютант, посетивший лекцию, донес Государю о вольнодумстве профессора Давыдова пришлось оставить преподавание философии. Давыдов обращал внимание молодежи на большую ценность философии. Он указывал, что философия постигает чудесные силы души человека в его стремлении к высокому назначению. "Предмет философии,- писал Давыдов,- есть просвещение ума истиной и образование сердца добродетелью. Философ исследует природу и пользуется сокровищами ее для блаженства жизни. Он наблюдает человека в различных странах, веках и обстоятельствах и все лучшее в нравах и обычаях обращает в собственную пользу и пользу ближних". "Философия - надежный светильник в мрачном пути жизни, твердая опора в действиях" (Опыт руководства к истории философии. М., 1820. С.125, 126). Назначение философии - совершенствование нравственности и законов, образование нравов и улучшение человеческого рода.
       Давыдов подразделял философию на 3 части: теоретическую, практическую и эстетическую. Предмет теоретической философии по Давыдову, составляет познание, а также истолкование пространства, времени, понятий, идеалов, умственных созерцаний. Здесь формируются психология, логика, метафизика. Давыдов считал, что философия есть естественное (врожденное) стремление познавать и находить в познаваемом единство; этому средостремительному действию духа противоположно действие средобежное, по которому единство раскрывает себя в многоразличии в творениях духа. Философия как наука есть психология, ведущая к открытию единства в знании и бытии; это учение относится к жизни как средство к цели: все знание и "мысление" необходимо привести в единство, чтобы жизнь человека и человечества соответствовала идеям "самосведения", идеям истины, доброты и изящества.
       В поздний период своего творчества Давыдов сосредоточился на проблемах литературоведения, филологии и эстетики. Был сторонником идеологии "официальной народности".

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 16:01:18 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"