Давыдов Юрий Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Давыдов
Другие персоны с именем Юрий Кто родился в этот день 31.07 Кто родился в этот год 1929 |
- специалист по социальной философии, западноевропейской философии, социологии искусства; доктор философских наук, профессор
Род. в г.Каменец-Подольск (Украина).
Окончил исторический факультет Саратовского университета (1952), аспирантуру ИФ АН СССР (1958, окончил за 2г., написав диссертацию "Борьба вокруг гегелевской "Феноменологии духа" в западной философии XIX - второй половины XX веков").
Работал младшим научным сотрудником в секторе истории философии того же института.
В тот же период (1956-1958) написал ряд статей, посвященных общим принципам историко-философского анализа и, в частности, "Феноменологии духа" (одна из них была опубликована в качестве предисловия к т.4 "Сочинений" Гегеля).
В 1959-1962 работал старшим научным редактором издателсьтва "Советская энциклопедия" - участвовал в организации и выпуске первых томов пятитомной "ФЭ", где были опубликованы, в частности, и его статьи: "Вульгарный социологизм", "Иррационализм", "Монизм" и др. Параллельно преподавал на философский факультете МГУ. Опубликовал цикл статей, посвященных критическому анализу неогегельянства. Завершением этого периода явилась книга "Труд и свобода", которая была переведена на немецкий, итальянский и др. языки и дала основание некоторым западным авторам считать его одним из создателей русско-советской (полуофициальной) версии неомарксизма.
В 1963-1965 работал заведующим сектором философии Фундамаментальной библиотеки по общественным наукам АН СССР. Руководил рядом научно-библиографических изданий по истории философии. Продолжал занятия в области социальной философии, начал работу в области социологии искусства, которая в те годы только начинала возрождаться в стране. Первыми публикациями в этой связи были статьи, посвященные социологической интерпретации античной эстетики (Царь Эдип, Платон и Аристотель // Вопросы литературы. 1964. №1), а также критическому анализу современной западной теоретической социологии искусства (статья, посвященная Т.Адорно, которая вскоре переросла в серию статей о нем).
В 1965-1970 заведовал сектором эстетики Института истории Министерства культуры СССР, где получил возможность сосредоточиться на разработке собственной версии теоретической социологии искусства, представлявшей собой попытку перевести на более конкретный уровень ряд проблем, которые до того считались доменом эстетики и филос. искусства. Этому кругу вопросов был посвящен цикл из трех монографий: "Искусство и элита" (1966), "Искусство как социологический феномен. К характеристике эстетико-политических взглядов Платона и Аристотеля" (1968), "Искусство и революция: Толстой и Блок, Маяковский и Эйзенштейн" (1967, книга вышла только на английском и японском языках), а также большое число статей. В процессе этого исследования разрабатывалась проблематика, относящаяся к области типологизации восприятия искусства в рамках различных общественных эпох и социальных страт.
С 1970 работал в институте социологии АН СССР (ныне РАН).
В настоящее время - главный научный сотрудник, заведующий сектором истории социологии и общей социологии. В этом институте Д. получил возможность перейти от эстетико-социологического анализа различных типов отношения к искусству и художественной культуре вообще к более широкому - социально-философскому и теоретико-социологическому рассмотрению современного западного сознания в целом. Этой тематике были посвящены книги: "Эстетика нигилизма" (1975), "Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы" (1977, защищена в качестве докторской диссертации.) и "Бегство от свободы" (1978). На передний план здесь выходит проблематика своеобразия современного западного сознания, взятого в его эволюции и новейших тенденциях.
В центре рассмотрения оказывается гедонистически-потребительский тип сознания, решительно противостоящий традиции, заложенной протестантизмом и его "хозяйственной этикой". В связи с этим Давыдов более углубленно занялся проблематикой социологической культуры вообще и социологии современной западной культуры в частности, что нашло отражение в двух коллективных монографиях: "Неомарксизм и проблема социологии культуры" (1980) и "Социология контркультуры: инфантилизм как тип миросозерцания и социальная болезнь" (1980).
Начиная с 1980 Давыдов специально занимался историей социальной философией и теоретической социологией, в особенности социологией М.Вебера. В русле этой работы находится его авторское, составительское и редакционное участие в издании словаря, посвященного западной социологии, несколько коллективных монографий, в том числе "Буржуазная социология на исходе XX века" (1986), а также изд. (совм. с П.П.Гайденко) книга "История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс" (1991). Издана монография "Макс Вебер и современная теоретическая социология" (М., 1998). В этот же период им вместе с небольшим коллективом соавторов были изданы книги, посвященные судьбам диалектики в западной философии и социологии XX века.
Давыдов известен также своими литературно-критическими и публицистическими работами.
В последние годы опубликованы две серии его статей - о тоталитаризме и о судьбах трудовой этики в посттоталитарной России (журналы "Наука и жизнь", "ВФ", "Диалог" и др.). Проблемам трудовой этики посвящена и статья в "ВФ" (1994. №2) "Вебер и Булгаков (христианская аскеза и трудовая этика)". В последние пять лет его основная тема: новый русский капитализм как проблема теоретической социологии.
Давыдов - ответственный редактор книги "История теоретической социологии" в 4 т. (М., 1995-2000) и автор большинства разделов и глав этого издания.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх