Гюббенет Адольф Яковлевич фон
|
Другие персоны с фамилией Гюббенет
Другие персоны с именем Адольф Кто родился в этот день 31.08 Кто родился в этот год 1830 |
— действительный тайный советник (с 1895).
Из дворянского рода французского происхождения, представители которого в XVII
в. переселились в Прибалтику. Отец Гюббенета, Я.Х. фон Гюббенет, участник
Отечественной войны 1812, в 1848 получил в России потомственное дворянство.
Гюббенет учился в Благородном пансионе при Псковской гимназии, а затем окончил
юридический факультет Петербургского университета.
В 1854 поступил на службу по Министерству внутренних дел и вскоре назначен
чиновником особых поручений при Тобольском губернаторе В.А.Арцимовиче, а затем
состоял при генерал-губернаторе Западной Сибири (генерале от инфантерии
Г.Х.Гасфорде).
С 1858 начальник отделения 1-го Департамента Министерства государственных
имуществ; затем управлял палатами государственных имуществ в Гродно, Тамбове и
Самаре, где вводились первые земские учреждения в Империи.
В 1866—71 управлял контрольными палатами в Вильно, а затем в Варшаве.
В 1871—74 директор канцелярии Государственного контроля в Санкт-Петербурге, а в
1874—80 директор Департамента Государственного казначейства; ежегодно
участвовал в рассмотрении финансовых средств всех министерств, в составлении
государственной росписи; во время русско-турецкой войны 1877—78 занимался
организацией полевых казначейств.
В 1880—85 товарищ министра путей сообщения (при министре К.Н.Посьете).
С июня 1882 одновременно состоял сенатором; с 1885 присутствовал в 1-м
Департаменте Сената.
С апреля 1889 министр путей сообщения. В связи с его назначением
статс-секретарь А.А.Половцов писал: «Это человек неглупый, но без всякого
образования, без всяких выдающихся способностей, а особливо лишенный всякого
чувства порядочности, благородства. Когда Бунге, покидая Министерство финансов,
добился назначения своего товарища Николаева членом Государственного совета, то
Гюббенет возмечтал о мысли достигнуть того же и под каким-то предлогом просил
увольнения от должности товарища министра путей сообщения. Комбинация не
удалась, и Гюббенет попал не в Совет, а в Сенат. Тогда он начал происки,
доходившие до смешного. Он стал объезжать членов Совета и просить их, чтобы они
ходатайствовали о приобретении такого полезного, как он, Гюббенет, сотрудника.
Меня он удостаивал, кроме посещений, записками на тему его назначения. Таких
лиц следовало бы не пускать дальше обязанностей начальника отделения. В Сенате
он надоел своим коллегам многоречивым тупоумием... Такое назначение весьма
печально. Оно понижает умственный уровень правительства... вводит в высшие
административные сферы нежелательный элемент узости взглядов и подобострастия».
В качестве министра Гюббенет работал над подчинением железных дорог
государственному контролю, регулированием железнодорожных тарифов, над
положением о подъездных путях. При нем в 1891 начато строительство Сибирской
железной дороги от Владивостока до Урала, производилась постройка Феодосийского
и Новороссийского портов, коренное переустройство Мариинской водной системы и
др. В феврале 1892 по болезни оставил пост министра. Его преемник С.Ю.Витте
писал о нем: «Гюббенет... железнодорожного дела не знал, был простым
чиновником, сенатором, очень напыщенный, любивший говорить очень напыщенным
тоном, человек не дурной, но очень обидчивый; никакого влияния на
железнодорожное дело он иметь не мог».
В феврале 1892, после отставки с поста министра, назначен членом
Государственного совета. Состоял почетным членом Петербургской АН, Института
инженеров путей сообщения, Императорского Технического общества, Общества для
содействия русской промышленности и торговли и др. Награжден рядом высших
российских орденов, до ордена Св. Александра Невского включительно.
Скончался в Санкт-Петербурге на 71-м году жизни; похоронен там же на
Новодевичьем кладбище.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх