Гуревич Павел Семёнович
[13.08.1933]

  Другие персоны с фамилией Гуревич
Другие персоны с именем Павел
Кто родился в этот день 13.08
Кто родился в этот год 1933

       - специалист по философской антропологии, психоанализу, философской культуры и современной западной философии; доктор филологических наук и доктор философских наук, профессор
       Род. в г.Улан-Удэ (Бурятия).
       В 1955 окончил историко-филологический факультет Уральского университета.
       В 1962-1965 учился в аспирант МГУ.
       С 1970 работал в АН СССР (РАН), сначала в Научном совете по проблемам зарубежных идеологических течений,
       а с 1984 - в ИФ,
       в настоящее время - заведующий сектором "История антропологических учений".
       Ректор Института гуманитарного образования и психоанализа, декан факультета Московского психолого-социального института.
       Докторская диссертация по философии - "Человек как объект социально-философского анализа" (1991).
       Главный редактор журнала "Архетип", член редколегии журнала "Философские науки" и "Вестник Психоаналитического общества".
       Под редакцией Гуревич и с его предисловиями вышло около 40 книг философской классики, в том числе философские произведения Н.А.Бердяева, М.Бубера, У.Джеймса, З.Фрейда, К.Юнга, К.Ясперса и др. Гуревич издал 8 томов сочинений Э.Фромма. В качестве составителя и ответственного редактора Гуревич подготовил антологии по философии техники "Новая технократическая волна на Западе" (М., 1986), по философской антропологии - "Проблема человека в западной философии" (М., 1988), "Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения" (М., 1991), "Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век" (М., 1995), "Феномен человека" (М., 1993), "Это человек: Антропология" (М., 1995), по общим вопросам филос- "Мир философии" (Т.1-2. М., 1991; совм. с В.И.Столяровым), "Массовая психоаналитическая энциклопедия" (М., 1998), "Культурология" (М., 2000). Гуревичу принадлежат также учебные пособия для общеобразовательной школы, в том числе "Человек" [IX кл.] (М., 1995, 1997), "Введение в философию" [X-XI кл.] (М., 1997), "Философский словарь" (М., 1997), "Методическое пособие по философии" (М., 1997), "Обществознание" (М., 1999).
       С 1970 по 1984 Гуревич занимался массовыми идеологическими процессами западного общества. Выдвинул идею о том, что социальная мифология представляет собой специфический феномен, рожденный выходом масс на историческую арену.
       Гуревич показал, что в современных условиях пропаганда берет на себя функции идеологии; им раскрыто многообразие идеологических процессов. Получили признание мысли Гуревича о том, что процесс идеологизации постоянно сменяется иным феноменом - реидеологизацией.
       Во второй половине 80-х гг. Гуревич развил ряд идей, посвященных мистической духовной традиции; расширил число признаков, которые присущи мистическому опыту, показал, что мистический опыт находится в фундаменте всех религий. Он представил мистическую духовную традицию как неотторжимый компонент культуры. Гуревич доказал, что мистика никогда не исчезает, а постоянно присутствует в толще культуры. Провел также компаративистский анализ мистических традиций.
       В книгах и статьях, посвященных философии культуры, Гуревич развил ряд новых идей - идею форумности культур, то есть их равнопредставленности, универсальности совокупного духовного опыта, роли контркультуры в развитии культуры. Отличие субкультуры от контркультуры, по Гуревич, состоит в том, что контркультура есть провозвестие новой духовной парадигмы. Гуревич рассмотрел также соотношение фундаментализма и модернизма, показав их внутреннюю связь, элитарного и массового, эзотерического и профанного. Представлены важные идеи о специфике, строении и структуре культуры. Гуревич определил границы философии культуры, проанализировал ее генезис и историю. Одна из идей Гуревич состоит в том, что феномены, рожденные культурой, не умирают, а вновь и вновь возрождаются в культуре.
       В работах 90-х гг. Гуревич рассмотрел семиотическую природу культуры, ее символические формы. Гуревич показал также, что философию следует рассматривать не как форму научного знания, а как суверенный, специфический способ постижения реальности. Гуревич представил философскую антропологию как самостоятельную область философского знания, философское направление и специфический метод миропостижения. Гуревич обосновывает также идею "антропологического поворота" в филослфии, раскрывает мировоззренческий смысл понятия "природа" и "сущность" человека. Разработан также вопрос о типах антропологических учений, о человеческой субъективности, о персоналистической традиции, о модусах человеческого существования.
       В работах по психологии Гуревич исследовал проблему взаимоотношения философии и психологического знания, исследовал психологию групп и толпы, а также феномен деструктивности. Он внес вклад в разработку райхианской и юнгианской типологии. В книге "Клиническая психология" показано, что шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и инволюционная (предстарческая) депрессия вообще не связаны с органическими повреждениями. Переживание кажется безумным, когда оно выходит за пределы нашего усредненного, здравого, т.е. общепринятого смысла. Однако это вовсе не означает, что это чувство не отражает какой-то другой реальности. Значительное место в психологических работах Гуревича занимают проблемы психосексуального развития, психологической особенности людей и способы их приспособления к миру, архетипы коллективного сознания. Гуревич проанализировал специфику гуманитарного знания.
       Гуревич избран президентом Московской Межрегиональной психоаналитической ассоциации, вице-президентом Академии гуманитарных исследований, действительный член Международной Академии информатизации, РАЕН, Нью-Йоркской академии наук, Академии педагогических и социальных наук.

Литература и другие источники информации




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:59:52 UTC