AZ-libr.ру

информационный портал





Гурджиев Георгий Иванович
[13.01.1877-29.10.1949]

  Другие персоны с фамилией Гурджиев
Другие персоны с именем Георгий
Кто родился в этот день 13.01
Кто родился в этот год 1877

       - мистик, создатель концепции "четвертого пути".
       Род. в Армении, г.Гюмри (Александокторополе); из греко-армянской семьи.
       В молодости много путешествовал по Азии, Кавказу, Ближнему Востоку. В Москве впервые появился в 1912, организовав первые учебные группы.
       В 1919 в Тифлисе под руководством Гурджиев был открыт "Институт гармонического развития человека". В последующие годы деятельность института протекала вначале в Фонтебло (близ Парижа), а затем в США. Институт, с одной стороны, реализовывал альтернативный науке и религии метод обучения, а с другой - решал задачу совершенствования человеческой природы. Философско-психологическая школа Гурджиев, основанная на индивидуальном мифотворчестве, получила название "Четвертый путь" и была воспринята на Западе как духовно-культурный феномен "русского мистицизма", а после смерти Гурджиев вызвала огромный поток сочинений учеников.
       Специфика концепции Гурджиева - децентрализация социального и психологического космоса, в результате чего трудно выбрать фиксированное поле смыслов и редуцировать к ним основные идеи - мифологемы. Модель Гурджиева меняет привычные характеристики "линии знания" и "линии бытия", связанные с прагматической или эвристической аксиологией; создает парадоксальные условия для того, чтобы готовый смысл автоматически не мог быть воспринят. Антропология Гурджиева впитала в себя традиции эзотерических школ знания (гностической, теософской, эзотерического христианства и буддизма), объединяя их в интегральные попытки создания учения-пути, учения-синтеза.
       Природа человека рассматривается в контексте классических идей эзотерики: объективность души и сознания, иллюзорное и истинное знание (и мир), наличие психологических центров, космичность этики. Проявление иллюзорной, неистинной природы человека заключено в его "машинности", автоматичности, обусловленной подчинением высших разумно-духовных психических центров низшим биопсихическим (инстинктивному, механическому, сексуальному, эмоциональному, интеллектуальному).
       Разрыв субъективного состояния физиологического сна и "бодрствующего сна человека-машины" начинается с самонаблюдения, т.е. с осознания того, что он "не помнит себя", а его личность - всего лишь "маска". "Маски" принимаются за человеческую сущность в результате процесса отождествления личности со своими психоинтеллектуальными желаниями. Причина отождествления имеет онтологическое обоснование и называется "кундабуфер"; это есть средство, заставляющее реальность оборачиваться иллюзией. Преодоление инерции "кундабуфера" и внутреннего рабства - невежества- достигается практикой психофизической трансформации.
       Существуют три традиционных пути совершенствования своей природы: путь факира (работа с телом), путь монаха (работа с верой и психикой), путь йога (путь ума и знания), противостоящие мирской жизни и потому единственно возможные для эволюции человека. Однако перспективы современной культуры, по Гурджиеву, не оставляют для человека, ищущего знания, надежды в полноте реализовать хотя бы один традиционный путь. Поэтому единственно возможным оказывается "четвертый" путь без каких-то особых ориентиров, но с обязательными условиями сознательности каждого бытийного мига, понимания и воли. Космология Гурджиева пронизана идеями энергетизма, порождающими широкое поле ассоциаций с негэнтропийными процессами космоса. Глобальный принцип единства микро- и макрокосмоса духовный человек реализует, помогая эволюции космоса, занимая важное место в космической иерархии "миродержавия" в качестве генератора высококачественной энергии для обмена ею с космосом. В этом смысле человек становится, по мысли Гурджиева, сотворцом Вселенной.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:59:50 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"