Гурджиев Георгий Иванович
|
Другие персоны с фамилией Гурджиев
Другие персоны с именем Георгий Кто родился в этот день 13.01 Кто родился в этот год 1877 |
- мистик, создатель концепции "четвертого пути".
Род. в Армении, г.Гюмри (Александокторополе); из греко-армянской семьи.
В молодости много путешествовал по Азии, Кавказу, Ближнему Востоку. В Москве впервые появился в 1912, организовав первые учебные группы.
В 1919 в Тифлисе под руководством Гурджиев был открыт "Институт гармонического развития человека". В последующие годы деятельность института протекала вначале в Фонтебло (близ Парижа), а затем в США. Институт, с одной стороны, реализовывал альтернативный науке и религии метод обучения, а с другой - решал задачу совершенствования человеческой природы. Философско-психологическая школа Гурджиев, основанная на индивидуальном мифотворчестве, получила название "Четвертый путь" и была воспринята на Западе как духовно-культурный феномен "русского мистицизма", а после смерти Гурджиев вызвала огромный поток сочинений учеников.
Специфика концепции Гурджиева - децентрализация социального и психологического космоса, в результате чего трудно выбрать фиксированное поле смыслов и редуцировать к ним основные идеи - мифологемы. Модель Гурджиева меняет привычные характеристики "линии знания" и "линии бытия", связанные с прагматической или эвристической аксиологией; создает парадоксальные условия для того, чтобы готовый смысл автоматически не мог быть воспринят. Антропология Гурджиева впитала в себя традиции эзотерических школ знания (гностической, теософской, эзотерического христианства и буддизма), объединяя их в интегральные попытки создания учения-пути, учения-синтеза.
Природа человека рассматривается в контексте классических идей эзотерики: объективность души и сознания, иллюзорное и истинное знание (и мир), наличие психологических центров, космичность этики. Проявление иллюзорной, неистинной природы человека заключено в его "машинности", автоматичности, обусловленной подчинением высших разумно-духовных психических центров низшим биопсихическим (инстинктивному, механическому, сексуальному, эмоциональному, интеллектуальному).
Разрыв субъективного состояния физиологического сна и "бодрствующего сна человека-машины" начинается с самонаблюдения, т.е. с осознания того, что он "не помнит себя", а его личность - всего лишь "маска". "Маски" принимаются за человеческую сущность в результате процесса отождествления личности со своими психоинтеллектуальными желаниями. Причина отождествления имеет онтологическое обоснование и называется "кундабуфер"; это есть средство, заставляющее реальность оборачиваться иллюзией. Преодоление инерции "кундабуфера" и внутреннего рабства - невежества- достигается практикой психофизической трансформации.
Существуют три традиционных пути совершенствования своей природы: путь факира (работа с телом), путь монаха (работа с верой и психикой), путь йога (путь ума и знания), противостоящие мирской жизни и потому единственно возможные для эволюции человека. Однако перспективы современной культуры, по Гурджиеву, не оставляют для человека, ищущего знания, надежды в полноте реализовать хотя бы один традиционный путь. Поэтому единственно возможным оказывается "четвертый" путь без каких-то особых ориентиров, но с обязательными условиями сознательности каждого бытийного мига, понимания и воли. Космология Гурджиева пронизана идеями энергетизма, порождающими широкое поле ассоциаций с негэнтропийными процессами космоса. Глобальный принцип единства микро- и макрокосмоса духовный человек реализует, помогая эволюции космоса, занимая важное место в космической иерархии "миродержавия" в качестве генератора высококачественной энергии для обмена ею с космосом. В этом смысле человек становится, по мысли Гурджиева, сотворцом Вселенной.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх