Гумницкий Григорий Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Гумницкий
Другие персоны с именем Григорий Кто родился в этот день 06.03 Кто родился в этот год 1924 |
- специалист в области этики; доктор философских наук, профессор
Род. в г.Почеп Брянской обл.
Окончил философский факультет МГУ (1948), аспирант того же факультета (1951).
С 1953 - доцент Омского сельско-хозяйственного института,
с 1961 - доцент кафедры философии Ивановского педагогического института, ставшего затем университетом.
С 1992 - профессор Ивановского инженерно-строительного института (в настоящее время- Архитектурно-строительной академии).
Докторская диссертация - "Методологические проблемы исследования специфики морального сознания" (1979).
В своих работах выдвигает идею основного морального отношения: отношения личности к общему благу как к первичной, к личному благу как к конечной целям и к их единству как к высшей цели; основное моральное отношение выступает в качестве основного морального закона, на базе которого Гумницкий строит концепцию морали, включающую логически обоснованную систему этических категорий. Обосновывает положение о материальности сознания (в атрибутивном смысле) в онтологическом аспекте, предлагает онто-гносеологическом определение материи. Материя понимается как субъект, обладающий "идеальной", субъективной составляющей, "чувствительностью", высшей формой которой является сознание. Общественное сознание, в гносеологическом аспекте вторичное по отношению к природе и общественному бытию, в онтологии является составляющей последнего и первичным по отношению ко всем результатам человеческой деятельности, в том числе к экономическим отношениям, хотя гносеология полностью не охватывает их системы. Теория базиса и надстройки абсолютизирует влияние экономики на другие элементы общества.
Гумницкий обосновывает положение о системообразующем значении основного вопроса философии в системе философского знания. Понимает философию как учение (науку) о всеобщих отношениях человека к миру, а постольку и о мире как объекте этих отношений. Включает в "чистую" философскую теорию всеобщих черт мира (диалектику), онтологию, гносеологию, аксиологию, логику и праксеологию. Развивает понимание счастья как всесторонней, а не только моральной удовлетворенности; обосновывает представление об общечеловеческой сущности морали; предлагает собственную трактовку категории свободы, разграничения категорий потребности и интереса. Исследует проблемы теории морали и нравственного воспитания.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх