Гумилевский Лев Иванович
|
Другие персоны с фамилией Гумилевский
Другие персоны с именем Лев Кто родился в этот день 01.03 Кто родился в этот год 1890 |
[17.2(1.3).1890, Аткарск — 29.12.1976, Москва)
— прозаик.
Гумилевский родился в многодетной семье казначейского чиновника, рано умершего.
Окончив начальное 3-классное училище, Гумилевский поступил в саратовскую
гимназию, где за счет «казенной благотворительности» окончил курс в 1909 и был
принят на юридический факультет Казанского университета. В университете
Гумилевский проучился 2 года и был отчислен за неуплату денег за обучение.
После этого Гумилевский проучился 4 семестра на саратовских Высших
сельскохозяйственных курсах, на чем и завершил свое образование.
Первые стихи Гумилевский начали появляться в саратовских газетах и
петербургских массовых журналах с начала 1910-х, а в 1910 в Саратове вышла
первая книга Гумилевского «Избранные стихотворения». Стихи начинающего поэта
были не оригинальны ни по темам, ни но их воплощению; тем не менее стихи
появились в петербургском коллективном сборнике «Свежие силы» (1914. №1), одно
стихотворение Гумилевского попало в вышедший в 1918 в Томске третий альманах
молодой поэзии «Свирель». Продолжая писать стихи, Гумилевский в основном
перешел на прозу, и в печати начали появляться его рассказы.
Первое значительное выступление Гумилевского в этом жанре состоялось в журнале
«Просвещение» (1914. №1), где был напечатан его рассказ «В литейной».
В 1914-15 стихи и рассказы Гумилевского постоянно появлялись в казанском
журнале «Жизнь», а в 1915 Гумилевский переехал в Петроград и стал печататься в
журналах «Русское богатство», «Совр. мир», «Ежемесячный журнал» и др. Одни
рассказы Гумилевский — «День самоубийц», «Калеки», «Жильцы», «Отец», «Фиаметта»
— показывали социальные контрасты, голод, проституцию. Другие — «В тылу»,
«Солдатская жизнь», «Бледный ужас», «В пользу раненых», «На заре» —
повествовали о войне и принесенных ею бедах.
Первая книга прозы Гумилевского «Рассказы из современной войны» появилась в
Саратове в 1915. Следующие два сборника — «Темный круг» и «Пять героев» — вышли
в 1918 в Петрограде. В том же году Гумилевский вернулся в Саратов и полностью
отдался литературной деятельности, попытав свои силы и в драматургии.
Гумилевский написал пьесы «Хлеб» и «Владыка мира» (обе — 1921), вышедшие в
Саратове, а также изданные там в 1922 сб. «Исторические дни», «Может быть» и
первый роман «Эмигранты».
В 1923 Гумилевский переехал в Москву. Здесь вышли его сборник рассказов
«Степная ночь» (1923), «Стальные дни» (1924) и повесть «Сорок сороков» (1924).
Наступил 1925, поистине феноменальный год в творчестве Гумилевского: в Москве
вышли его сб. рассказов «Своими руками», «Воскресенье», «Путина воля», «Рассказ
о самом важном», «Тысяча лет», «Другая жизнь», «Бутылка бургундского», повести
«Костровский колдунок», «Живая жизнь», «Мужицкий сын», «Некоторые случаи из
жизни Гриньки», «Кладбище мамонтов», а в Свердловске — повесть «Свободу не
просят». Различные издательства наперебой заказывали Гумилевскому книги, он
охотно на эти заказы откликался и неукоснительно выполнял данные им обещания.
Гумилевский написал и первый советский приключенческий роман для детей «Харита»
(1926), полное название книги — «Харита, ее жизнь и приключения, а также
подробный рассказ о том, как был найден город Карла Маркса». Фабула романа
строится на том, что у девочки-подростка умерла от голода мать, ушел в поисках
хлеба и не вернулся отец, и она, оставшись вдвоем с братом, вынуждена была
пойти в няньки, где по неосторожности сожгла дом хозяев, убежала и долго
бродила по свету в поисках счастливого города Карла Маркса, о котором ей
рассказал один из встретившихся ей людей. Долгие скитания и разнообразные
приключения закончились благополучно. Харита не нашла города Карла Маркса, но
счастье свое обрела и даже встретилась с потерянными ранее отцом и братом.
В том же 1926 Гумилевский написал еще две книги для детей — «Плен» и «Черный
яр», выпустил сборник рассказов «Колдуны». А год спустя появились еще три книги
рассказов Гумилевского — «Бабья выдумка», «Сын», «Черное имя», роман «Ткачи» и
самое известное его произведение — повесть «Собачий переулок», поднимавшая
вопросы половой этики и морали молодежи. В описании разгульных оргий
комсомольцев, отошедших от прежних этических норм, Гумилевский не был
первопроходцем. Задолго до него об этом с большой откровенностью рассказали
С.Малашкин, П.Романов, В.Вересаев и др. Появление «Собачьего переулка» вызвало
резкие оценки со стороны официальной критики. Н.Бухарин писал: «У нас уж если
заскулят, так заскулят! Собачьи переулки, Проточные переулки — дышать нельзя!
Размазывать этакую безыдейную, скучную, совсем неправдивую в своей
односторонности литературную блевотину, это дело неподходящее! Это не борьба и
не творчество, и не литература; это — производство земной скуки для мертвых
людей» (Правда. 1928. 29 марта).
К произведениям Гумилевского проявила интерес и русская эмигрантская пресса. В
Париже появилась статья В.Унковского о творчестве Гумилевского (Звено. 1928.
№6). Своеобразный итог подвел критик Ан.Тарасенков: «Гумилевский пишет повести,
рассказы, пьесы с внешней революционной актуацией, но по существу являющиеся
крайне антихудожественным резонерством, с претензией на серьезное разрешение
проблем. Несерьезность работы писателя над своими произведениями доказывается
хотя бы количеством книг (40), выпущенных Гумилевским за 11-летний период. За
один 1925 г. им выпущено 13 книг. Гумилевский — писатель явно
приспособленческого типа, с установкой на якобы общественную значимость
содержания, а объективно — на деловую обывательскую сенсацию» (Литературная
энциклопедия. М., 1930. Т.3. С.87).
После «Собачьего переулка» судьба Гумилевского круто изменилась. Его перестали
печатать, изд-ва разрывали заключенные ранее договоры. Чудом вышли лишь
несколько томов СС Гумилевского, запущенные в производство еще до начала
уничижительной критики. Так продолжалось около 3 лет. Поэтому, когда в 1932
М.Горький, задумавший издавать большую серию книг «ЖЗЛ», обратился к писателям
с призывом поддержать эту идею, Гумилевскому, готовому ко всему, ничего не
оставалось, как попытаться попробовать себя на этом поприще. Гумилевский
написал книгу о немецком ученом и инженере «Рудольф Дизель» (1933), вторично
изданную в 1935, которая стала третьей книгой в серии «ЖЗЛ».
В 1936 в той же серии вышла книга Гумилевского «Густав Лаваль» о шведском
изобретателе, создавшем первую в мире паровую турбину. В том же году книга была
награждена Шведской инженерной академией медалью Лаваля.
Оставив беллетристику, Гумилевский полностью переключился на создание
научно-популярных книг. Только в серии «ЖЗЛ» вышло более 10 его книг,
посвященных в основном людям точных наук, изобретателям, инженерам. Гумилевский
писал об основоположнике аэродинамики Н.Е.Жуковском (1943) и основоположнике
металловедения Д.К.Чернове (1944), о химиках-органиках А.М.Бутлерове (1951),
Н.Н.Зинине (1965) и академике С.А.Чаплыгине (1969). Некоторые книги
Гумилевского выходили в «ЖЗЛ» повторно, а книга о геохимике и минералоге
В.И.Вернадском (1961) выдержала даже 3 издания.
Найденная случайно в начале 1930-х тема настолько увлекла Гумилевского, что с
ней он связал всю оставшуюся жизнь. Он писал не только для серии «ЖЗЛ».
Несколько книг Гумилевский посвятил железнодорожному транспорту, его истории и
людям — «Железная дорога» (3-е изд., 1950), «История локомотива» (в серии
«История вещей», 1937), «Тепловозы» (1957), «На стальных магистралях» (1951).
Немало книг посвятил Гумилевский истории авиации — «Крылья истребителей»
(1944), «Крылья Родины» (1945), «Строитель самолетов» (1946). Написал
Гумилевский также книги «Творцы первых двигателей» (1936), «Создатели
двигателей» (1960) и свои лучшие произведения о полюбившихся ему профессионалах
— «Русские инженеры» (1947) и «Мастера техники» (1949), выдержавшие несколько
изданий
После смерти Гумилевский появились в печати его воспоминания «Судьба и жизнь»
(1988) и повесть «Преображение» (1994, ж. «Нева»).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх