AZ-libr.ру

информационный портал





Гулыга Арсений Владимирович
[29.04.1921-10.07.1996]

  Другие персоны с фамилией Гулыга
Другие персоны с именем Арсений
Кто родился в этот день 29.04
Кто родился в этот год 1921

       - специалист по истории философии и эстетике; кандидат исторических наук, доктор философских наук, профессор
       Род. в семье крупного инженера-металлурга, погибшего в 30-е гг. в заключении.
       В 1938 поступил на философский факультет ИФЛИ.
       Участник Великой Отечественной войны. Сначала командовал взводом (после окончания пехотного училища), затем был фронтовым переводчиком штаба полка. На фронте был тяжело ранен.
       Окончил философский факультет МГУ (1945).
       С 1956 работал в ИФ АН СССР (ныне РАН): старший научный сотрудник. (1956-1987), ведущий научный сотрудник (1987-1989), с 1989 - главный научный сотрудник.
       Докторская диссертация - "Из истории немецкого материализма" (1962).
       Автор вступительных статей и редактор советских изданий Канта, Гегеля, Шеллинга, Гете, Гердера, Кафки, Н.Федорова, Вл.Соловьева, П.Флоренского, В.Розанова, Н.Карамзина, А.Болотова, М.Зощенко.
       Характеризуя в последние годы жизни собственные философские взгляды, Гулыга утверждал, что в основе разрабатываемой им концепции лежит трактовка нынешнего этапа культурного развития как постсовременности ("постмодерна"). Это означает, что культура сегодня возможна только как освоение традиции.
       Философия, считает он, может существовать только как история философии, как уяснение, распространение и осуществление мировой мудрости. При этом выделяются три плана исследования и популяризации. Первый план - личностный, проникновение в индивидуально-неповторимый мир творца. Философия предстает здесь как исповедь и одновременно как недоступная для другого заповедная тайна, о которой можно только догадываться. Но догадываться, считает Гулыга, можно и нужно: это единственный способ проникнуть в сферу рождения идей. Отсюда повышенный интерес его к философии биографии как особому жанру, где научные средства переплетены с художественным, что открывает новые возможности для освоения мировой мудрости.
       Другой план философского исследования - социально-историческое. Философия предстает здесь как дело школы, постижение эпохи и народа. Для нашего времени, подчеркивает Гулыга, особое значение имеют два взлета философской мысли - немецкая классика и "русский ренессанс". В обоснование этой позиции он приводит следующие доводы. Немцы всесторонне исследовали кантовский основной вопрос философии - что такое человек, заново открыли диалектику и углубили ее понимание. Опираясь на эту диалектику, русские ответили на вопрос, что ждет человека в будущем. "Русская идея" - идея соборного объединения человечества. Спасение не в опирающемся на насилие коммунистическом коллективизме и не в буржуазном индивидуализме, признающем лишь формальное право, а в высокой общности, построенной на диалектическом единстве общего и индивидуального. Только так возможна победа над смертью, возникновение "сверхчеловека", равного Богу.
       По Гулыга, понимание Бога как идеала и целевой причины может объединить верующих и неверующих при условии, если последние готовы принять христианство как моральную норму. Два других аспекта значения религии сегодня для Гулыга - аксиология (сохранение святынь) и нациаонально-цементирующий: объединенное человечество - это семья равноправных нациаональных организмов, а не скопление индивидов и коммерческих групп. Третий план философского исследования - систематический. Философия как вечная мудрость, найденная совокупным развитием культуры всех времен и народов. Таково древнее триединство - истина, добро, красота.
       Внимание Гулыга занимает эстетика как учение о красоте. Развиваемая им здесь концепция характеризуется следующим. Предельно широкое эстетическое понятие - прекрасное, все остальные эстетические категории означают его конкретизацию. Поскольку красота - "средний термин" между истиной и добром, возникают два ряда категорий - экзистенциальный (возвышенное, трагическое, комическое, драматическое) и познавательный (типическое, подлинное, фантастическое, эвристическое). Аналогично обстоит дело и в искусстве: художественная конкретность занимает промежуточное положение между конкретностью логической и чувственной. Отсюда два ее лица, одно обращено к понятию, другой - к единичному образу.
       И две возможности художественного обобщения, по терминологии Гулыга, - типизация и типологизация. Он подчеркивал, что о двух способах построения образа в искусстве было известно немцам еще в XVIII в. (Лессинг, Шиллер, Гете, Гегель); при этом возникла дискуссия, оставшаяся неизвестной для историков.
       Гулыга описывал ее как пример того, что история эстетики может быть плодотворной для ее теории.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:59:22 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"