Гуль Роман Борисович
|
Другие персоны с фамилией Гуль
Другие персоны с именем Роман Кто родился в этот день 13.08 Кто родился в этот год 1896 |
[1(13).8.1896, Киев — 30.6.1986, Нью-Йорк]
— прозаик, мемуарист, критик, киносценарист, издатель.
Родился в семье юриста, богатого помещика и домовладельца. По отцу — потомок
обрусевших шведов (дед писателя К.И.Гуль был незаконнорожденным сыном князя
И.И.Вреде и Каролины Гуль); по матери — из старинного рода Вышеславцевых,
выдвинувшихся при Иване III. Детство и отрочество провел в Пензе и имении отца,
которого рано лишился. После окончания 1-й пензенской гимназии (1914) поступил
на юридический факультет Московского университета, где, не проявив особого
интереса к юриспруденции, увлекся философией, посещал семинар И.А.Ильина. Летом
1916, с 3-го курса, был мобилизован и направлен в школу прапорщиков.
Февральскую революцию встретил офицером в запасном полку, расквартированном в
Пензе. Политически сочувствовал конституционно-демократической партии Народной
свободы, в которой когда-то состоял его отец. «Я никогда не был "записным
монархистом". У нас в семье жил дух демократизма и реформизма» (Я унес Россию.
Апология эмиграции. Нью-Йорк, 1984. Т.II. С.301).
Весной 1917 Гуль был направлен на Юго-Западный фронт, где командовал ротой,
исполнял обязанности адъютанта командира полка.
После Октябрьского переворота вернулся в Пензу, став свидетелем ужасающих
бесчинств уличной толпы, из «недр» которой «вырвалась ранее невидимая и
незнаемая страсть всеразрушения, всеистребления и дикой ненависти к закону,
порядку, праву, покою, обычаю» (Там же. Т.1. С.21). Стихийная ненависть народа
к монархии потрясла Гуля: «В этом всенародном нигилизме и анархизме я
почувствовал всегосударственную опасность» (Там же. Т.2. С.301). Ратуя за
установление в России демократической конституции и социальные преобразования,
Гуль вместе с братом вступил в Добровольческую армию, лозунгом которой был
созыв Всероссийского Учредительного собрания. В составе Корниловского
офицерского ударного полка Гуль участвовал в Ледяном походе по донским и
кубанским степям, был ранен.
Осенью 1919 он покинул ряды Добровольческой армии, разочаровавшись в успехе
Белого движения, и уехал в Киев к родственникам. По приезде был мобилизован
гетманом Скоропадским на защиту города от войск Петлюры. В захваченном
петлюровцами Киеве попал в плен.
В янв. 1919, в связи с явной угрозой вторжения Красной Армии, был вывезен в
числе многих сотен пленных офицеров в Германию, где жил в лагере для
перемещенных лиц, работал на лесоповале. В свободное от работы время написал
свою первую книгу «Ледяной поход (С Корниловым)». Непосредственным толчком к ее
созданию послужили военные рассказы В.М.Гаршина, показавшиеся Гулю «детским
чтением» в сравнении с тем, что он видел и пережил во время похода: «...Я,
молодой человек двадцати двух годов, был так потрясен зверством гражданской
бойни, что почувствовал потребность рассказать о ней правду <...>, чтобы люди
увидели нелепость, глупость и зверство того, что называется словами
"гражданская война"» (Моя биография // Новый журнал. 1986. №164. С.18).
Весной 1920 он отправил одну из глав книги в журнал «Жизнь», редактируемый
В.Б.Станкевичем. Помимо одобрительного отзыва о рукописи Гуля получил от
Станкевича приглашение войти в состав редакции журнала и переехал в Берлин. Там
он сблизился с образовавшейся вокруг «Жизни» группой демократов-антикоммунистов
«Мир и труд», стоявших на позиции «внутреннего замирения России после
Гражданской войны» (Я унес Россию. Т.1 с.48).
В 1921 «Ледяной поход», три главы которого были опубликованы в «Жизни», вышел
отдельной книгой в издательстве С. Ефрона (в том же году переиздан в Советской
России) и получил одобрение А.Белого, М.Горького и других видных литераторов.
«Книга там (в Советской России.— Ред.) имеет успех,— говорил Ю.И.Айхенвальд,—
но они (большевики.— Ред.) ее тупо расценивают, какое-то разоблачение белого
террора, по сути же она против гражданской войны вообще, а это вода вовсе не на
их мельницу» (Я унес Россию. Т.1. С.67).
В Берлине Гуль попытался продолжить свое образование, вступил в Русский
студенческий союз, но вскоре вышел из него, решив всецело посвятить себя
литературе.
В 1921 он устроился секретарем редакции журнала «Новая русская книга», писал
литературно-критические статьи, рецензии, сотрудничая одновременно в других
изданиях — во «Времени», «Русском эмигранте», «Голосе России», «Последних
новостях».
В 1923 Гуль выпустил книгу «Пол в творчестве (Разбор произведений А.Белого)». В
«сменовеховской» газете «Накануне» (1923-24), после ухода А.Н.Толстого,
редактировал воскресное приложение, в котором печатались тогда многие советские
писатели (Б.Пильняк, К.Федин, В.Катаев, О.Мандельштам, М.Булгаков, Н.Никитин и
др.). Со многими из них, особенно с К.Фединым, Гуль близко сошелся. Одержимый в
ту пору «сменовеховскими» настроениями, Гуль «верил, что нэп вынудит
большевиков к отступлению и страна перейдет к правовой нормальной
государственности» (Я унес Россию. Т.2. С.172). В конце 1920-х он снова занял
антибольшевистские позиции, не отступая от них до конца своих дней.
В самом начале творческой деятельности Гуля увлекли две темы, разрабатывая
которые он опирался на личный опыт участника событий,— Гражданская война
(«Ледяной поход») и жизнь русской эмиграции («В рассеянии сущие», 1923; «Жизнь
на Фукса», 1927; «Белые по Черному», 1928; две последние изданы в Советской
России при содействии К.Федина и И.Груздева). Эти мемуарно-биографические книги
явились подступом к главной и всеобъемлющей теме творчества Гуль —
историко-революционной. Писателя интересовала история русской революции в
биографиях отдельных ее представителей. Известность Гуль на этом поприще принес
исторический роман «Генерал БО» (1929) — в последующих изданиях «Азеф» — о
провокаторе Азефе и его друге — известном революционере-террористе
Б.В.Савинкове. Книга создавалась под непосредственным впечатлением от потрясшей
всю эмиграцию поимки Савинкова в 1924; Гуль воскрешал «острый когда-то спор о
терроре, о его политической целесообразности и морально-этической природе».
Роман «Азеф» обратил на себя внимание типом героя — «чудовища-провокатора, не
встречавшегося в анналах западных революций» (Ульянов Н. Роман Гуль, Виктор
Тривас. «...Товарищ Иван» // Новый журнал. 1969. №95. С.293). Кристиан Мегрэ
назвал книгу Гуля «пророческой», полагая, что «русский терроризм 1900-х годов —
это начало пути к тем "Десяти дням, которые потрясли мир" и после которых мир
уже никогда не пришел в себя» (Мегрэ К. Предшественники Мальро — Камю // Гуль
Р. Азеф: Исторический роман. М., 1991. С.6).
В 1937 в русском театре Парижа была поставлена созданная Гулем на основе романа
пьеса «Азеф».
В жанре жизнеописания («романизированной биографии») написана и другая книга
Гуля — роман «Скиф» (1931), в центре которого фигуры анархиста М.А.Бакунина и
императора Николая I, показанные на фоне событий французской революции 1848-49.
Во 2-й редакции роман вышел под названием «Скиф в Европе» (1958), с посвящением
участникам венгерского восстания 1956; в 3-й редакции — «Бакунин: Историческая
хроника» (1974).
В начале 1930-х Гуль, опираясь на материалы уникального архива
Б.И.Николаевского по истории русского революционного движения (ныне хранится в
Гуверовском институте, США), создает серию политических портретов видных
советских военачальников («Тухачевский: "Красный маршал"», 1932; «Красные
маршалы: Ворошилов, Буденный, Блюхер, Котовский», 1933), сделавших в годы
Гражданской войны головокружительную карьеру. Гуль попытался проанализировать
причины, способствовавшие выдвижению этих деятелей на высшие командные посты в
Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
В 1931 Гуль приступил к работе над новой книгой из задуманной серии — над
биографиями вождей красного террора (Дзержинский, Менжинский, Лацис, Петере,
Ягода, Ежов), «решив дать историю коммунистического террора, начиная с 1918
года» («Моя биография». С. 27).
После захвата власти в Германии национал-социалистами Гуль неожиданно был
арестован и заключен в концентрационный лагерь «Ораниенбург». 21-дневное
пребывание в нем он описал в книге «Ораниенбург: Что я видел в гитлеровском
концентрационном лагере» (1937). Освободившись из лагеря, Гуль в начале сент.
1933 эмигрировал во Францию и поселился в Париже. Здесь он продолжал свою
литературную деятельность, сотрудничая в газете «Последние новости», в которой,
еще живя в Германии, опубликовал серию статей под названием «Прыжок в Европу»
(1932). Печатался в антикоммунистических журналах «Современные записки»,
«Иллюстр. Россия» и др. Писал киносценарии.
В 1933 вступил в Союз русских писателей и журналистов Франции, в 1935 — в
русскую масонскую ложу «Свободная Россия» — политическое объединение
антикоммунистов.
В 1936 Гуль опубликовал книгу «Дзержинский (Менжинский, Петере, Лацис, Ягода)».
В этом же году был приглашен в качестве консультанта на съемки фильма о русской
революции «Рыцарь без доспехов» (реж. Ж.Федер, в главной роли — М.Дитрих) и
уехал на полгода в Лондон. Вернувшись во Францию, он на гонорар от фильма купил
для брата и его семьи небольшую ферму на юге Франции, куда был вынужден
перебраться с женой в начале Второй мировой войны. Работал на ферме
крестьянином-испольщиком, рабочим на стеклянной фабрике в городке Виан,
неподалеку от фермы.
В 1945 Гуль вернулся в Париж, вступил в русскую масонскую ложу «Юпитер»
(«Великая ложа Франции»), откуда вскоре вышел по идейным соображениям (мн. ее
члены занимали просоветские позиции).
В 1946 Гуль закончил свою новую книгу — автобиографию в художественной форме
«Конь рыжий»; название ее — известный образ Апокалипсиса (Откр. 6:4), связанный
с главным мотивом книги — мотивом бессмысленной братоубийственной войны. «Это,—
по мысли Г.Иванова,— история жизни автора, сплетенная с историей роковых минут»
(Иванов Г. Третий Рим: Художественная проза. Статьи. Эрмитаж, 1987. С.320).
В 1946-47 книга печаталась в «Новом журнале.», в 1952 вышла отдельным изд.
И.А.Бунин писал Гуль: «Все еще вспоминаю порой Ваш роман — сколько в нем
совершенно прекрасных страниц». В то же время Бунин упрекнул Гуля «за вздохи по
братоубийственной войне»: «Что же, надо покорно подставлять голову Каину? Я
вздыхаю о другом — о том, что Авель не захотел или не успел проломить ему башку
булыжником...» (Конь рыжий. Нью-Йорк, 1952. С.5).
В 1948 Гуль создал демократическую группу «Российское движение», призванную
помогать соотечественникам, оказавшимся после Второй мировой войны в эмиграции,
начал издавать ж. «Народная правда».
В 1950 он переезжает на постоянное место жительства в США, где продолжает
издавать ж. «Народная правда».
С 1959 — Гуль член редакции, а с 1966 — главный редактор «Нового журнала»,
одновременно — главный редактор нью-йоркского отдела радиостанции «Свобода». В
«Новом журнале» Гуль напечатал множество своих статей и рецензий о современной
русской литературе. Самые значительные из них составили два
литературно-критических сборника: «Одвуконь: Советская и эмигрантская
литература» (1973) и «Одву-конь-2»(1982).
В 1968 Гуль (совм. с В.Тривасом) написал пьесу «Товарищ Иван», которая «в
развенчании террористического периода русской революции <...> идет дальше
всего, что было в литературе до сих пор» (Ульянов Н.— С.295).
В 1978 Гуль начал публиковать в «Новом журнале» свой 3-томный труд «Я унес
Россию: Апология эмиграции». Вскоре она вышла отдельным изданием в нью-йоркском
издательстве «Мост» (Т.1. «Россия в Германии», 1981; Т.2. «Россия во Франции»,
1984; Т.3. «Россия в Америке», 1989). Книга выходит за рамки мемуарного жанра и
представляет собой своеобразную документально-художественную летопись
культурной и общественно-политической жизни русской эмиграции Европы и Америки,
написанную с той целью, чтобы служить «неким справочником по истории зарубежной
России» (Я унес Россию. Т.1. С.114).
Через все творчество Гуля проходит сквозной, объединяющий его книги мотив —
«мотив развенчания революции». Едва ли не в каждом произведении писателя
«показываются ее какие-нибудь отталкивающие стороны» (Ульянов Н.— С.294).
Творческая индивидуальность Гуля-прозаика наиболее ярко проявилась в
документально-исторических жанрах. «В Гуле всегда боролись,— писал Б.Филиппов
(Филистинский),— временами оттесняя друг друга, сухой поневоле (разве охватишь
все факты!) документалист-историограф и художник, сочно и ярко рисовавший
людей, встреченных на жизненном пути» (Филиппов В.— С.9).
Прожив на чужбине почти всю свою сознательную жизнь, Гуль никогда не терял
духовной связи с Россией, оставаясь до конца дней русским патриотом, в то же
время он сохранял верность своему гражданскому кредо: «...в моей скитальческой
жизни я всегда чувствовал облегчающее душу удовлетворение, что живу именно вне
России. Почему? Да потому, что родина без свободы для меня не родина, а свобода
без родины хоть и очень тяжела, но все-таки остается свободой» (Конь рыжий.
С.262).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх