Грот Николай Яковлевич
|
Другие персоны с фамилией Грот
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 13.04 Кто родился в этот год 1852 |
- специалист по теории философского знания, философской онтологии, гносеологии и этике.
Род. в Гельсингфорсе, в семье филолога - академика Я.К.Грота.
Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета (отделение философии и психологии); окончил университет с золотой медалью за труд "Опровержение Платона и пифагорейцев по метафизике Аристотеля".
Для совершенствования философского образования выезжал в Германию; слушал лекции Н.Фишера и других крупных философов; выступал с докладами в Философском обществе Берлина.
Становится профессором. Читает лекции по кафедре философии в историко-филологическом институте г.Нежина (1876-1883).
Первая его диссертация была посвящена теме "Психология чувствований" (1880),
вторая (докторская) - "К вопросу о реформе логики" (1883).
В 1883-1886 - в Одесском (Новороссийском университете).
Затем переезжает в Москву. В Московском университете читает лекции по истории философии, психологии и этике; заведует кафедрой философии (с июня 1886).
Возглавлял Московское Психологическое общество (старейшее в России философское общество).
Грот являлся основателем и первым редактором журнала "Вопросы философии и психологии" (1889), который быстро завоевал популярность в России и за рубежом.
Обострение ревматизма делает невозможным преподавание Грота в университете. Он собирается уйти в отставку; выезжает в Харьков. Вскоре он умирает. Согласно завещанию, его похоронили в деревне Кочетка, в 50 километрах от Харькова.
Мировоззрение Грота в течение его творческой жизни эволюционировало. Главным направлением было его движение от позитивизма к метафизике, от редукции философии к науке до возведения философии на уровень центра культуры, включающего в себя основания и науки, и искусства, и потому неотделимого ни от науки, ни от искусства. В.В.Зеньковский с полным правом подразделял поэтому Грота-позитивиста и Грота-метафизика. (См.: 3."И.Р.Ф." Т.2, ч.2. С.13-18.) Метафизика, т.е. в строгом смысле философский подход к действительности и культуре начинает зарождаться у него еще в недрах позитивистских убеждений в связи с оценкой места человека и его чувств во Вселенной, а в дальнейшем этот подход становится преобладающим.
В статье "Значение чувства в познании и деятельности человека" Грот заявляет, что "последние критерии истины и лжи лежат в чувствах". Он признает реальность "сознания Вселенной", "Мировой души", считает, что "в нас пульсирует один и тот же мировой субъект... который, познавая себя, узнает себя в нем".
В статье "О времени" Грот развивает мысль о том, что человек есть носитель вселенских начал, одно из воплощений мирового разума. Вместе с тем, отмечает он, человек есть и личность, своеобразная и субъективно цельная индивидуальность. Человек есть, по его убеждению, сверхвременное начало. Человек вместе с тем есть носитель силы, как и другие вещи природы. Как сила, энергия, так и воля вложены в мир и в человека волею Бога. Инстинкт разумности, присущий человеку, присущ также Вселенной.
В целом концепция Грота может быть отнесена к пантеизму. Сам же Грот называл свои взгляды "монодуалистическими". Оригинальным было воззрение Грота на природу и специфику философского знания, на место философии в системе культуры. Широкая образованность самого Грота не могла на сколько-нибудь длительное время ограничить его естественными науками и сводить содержание философии к сугубо научным выводам, а философское творчество трактовать по аналогии с научным Его эрудиция, философская интуиция, упорное стремление разобраться в сущности философии и соотнести ее с человеком, с его чувствами, эмоциями, поиск путей от человека к философии привели его к тому, что он увидел не только родственные черты философии и науки, философии и религии, но также философии и искусства.
Остановимся более подробно на его трактовке признаков, общих для искусства и философии по работе "Философия как ветвь искусства". Наука, полагает он, повернута к вещам, а не к человеку; последнее свойственно искусству (таковой должна быть и философия). Наука - это анализ, искусство - синтез; основа науки - усвоение, основа искусства - творчество; орудие науки - наблюдение, в искусстве же - воображение; корень науки - в объективности, искусства - в субъективности. Если синтез и применяется в науке, то он - вспомогательное средство.
При сопоставлении философии с наукой и искусством выявляется, что философия ближе к искусству. Возьмем поэзию. Философия и поэзия - две ветви одного дерева. И поэтические произведения, как и философия, всегда удовлетворяют только известных лиц и в известные эпохи, а другие не удовлетворяют, - иначе сказать, и те, и другие составляют дело вкуса, тогда как в науке о вкусах смешно было бы говорить. Отсюда известный круговорот и преемство в господстве различных философских систем, как и в преобладании различных школ музыки и живописи или известных видов и направлений в поэзии и изящной словесности вообще. Тем не менее, несмотря на разнообразие и переменчивость вкусов в отношении к произведениям музыки, живописи, поэзии и философии, все они обладают в одинаковой мере способностью, если только они хороши, всегда вызывать в нас впечатление чего-то великого или высокого, вдохновлять нас чувством красоты и гармонии. Хотя бы мы "вовсе не разделяли общую их идею" и не одобряли ее исполнение в частностях. Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Кант во всяком человеке возбуждают такое же изумление и уважение к своим творениям, как Фидий, Софокл, Эврипид, Рафаэль, Моцарт и Шекспир.
Грот здесь же замечает, что и философские системы, как все творения художников и поэтов, всегда остаются достоянием личности и неразрывно связаны с именем своего творца. Это - одно из последствий их субъективности, и нельзя не сравнить с этим противоположную черту научных созданий, всегда безличных и составляющих как бы общее достояние всего человечества. Имена ученых связываются с известными теориями только при жизни их, а после смерти переходят в трактаты по истории наук и забываются массою. Притом почти всякое научное открытие связывается с именами нескольких тружеников, при жизни тщетно спорящих из-за первенства идеи. Имена Ньютона и Лейбница в математике, Канта и Лапласа в астрономии, Ламарка и Дарвина в естественной истории служат прекрасной иллюстрацией безличности научных теорий, из-за которых самые важнейшие связываются, по крайней мере, с именами двух светил. Зато, когда мы скажем: "монадология Лейбница", "трансцендентальный идеализм Канта", "Фауст Гете", "Гамлет Шекспира", "Реквием Моцарта", "Лоэнгрин Вагнера", "Мадонна Рафаэля" и т.д., то всякий знает, хорошо, что здесь спор и сомнения о творце невозможны. Таковы общие черты между философией поэзией и другими областями искусства. Таковы, с точки зрения Грота, основные черты искусства, присущие также и философии.
Нужно изменить общую ориентацию философии - с науки (а в ее пользе для философии сомневаться не приходится) - на искусство. Нужен, по Гроту, "коренной переворот" во взглядах на философию. И он призывает отказаться от тысячелетней иллюзии, что философия есть наука, и преклониться перед нею в новой, более идущей к ее лицу одежде. К философии, говорит он, станем прислушиваться с вниманием, как к вечно юной изобразительнице нашей внутренней жизни и выразительнице высших потребностей нашего чувства.
Грот был едва ли не первым русским философом, открыто и четко поставившим вопрос еще в XIX столетии о наличии у философского знания ряда признаков, позволяющих выделить в нем аспект, связанный с эмоциями, чувствами, личностью человека и объединяющий философию с искусством. Эта идея в дальнейшем развивалась Г.Струве, В.И.Вернадским, А.Н.Гиляровым и другими российскими философами.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх