Григорьева Татьяна Петровна
|
Другие персоны с фамилией Григорьева
Другие персоны с именем Татьяна Кто родился в этот день 18.12 Кто родился в этот год 1929 |
- специалист по традиционным учениям Востока; доктор филологических наук, профессор
Окончила Московский институт востоковедения (1952), аспирант Института восточных языков при МГУ (1957).
С 1958 работает в институте востоковедения АН СССР (РАН), с 1988 - ведущий научный сотрудник.
Докторская диссертация - "Японская художественная традиция" (1980).
Традиционность учения Востока Григорьева сопоставляет с древнегреческой, европейской и русской философией. Проводится взгляд, согласно которому недуальная модель мира, принцип недвойственности ("это есть то") характеризует буддийский Восток; дуальная ("то или это") характерна для западного миропонимания, исходящего из греческой философии.
Одну из причин несовпадения Григорьева видит в противоположности представлений о характере и истоке сущего - в том, что если для греков изначален Хаос (по Гесиоду), выправляемый имманентным Бытию Логосом (вследствие чего борьба, действие во имя исправления изначально несовершенного мира становятся принципом поведения и причиной исторического драматизма, трагического мироощущения), то на буддийском Востоке, напротив, изначальны Неопределенность, Небытие, Великое Единое, Природа Будды, т.е. потенциальное совершенство, Свет, к которому все восходит, если следует правильному Пути, Дао - подвижному равновесию инь-ян, положительной обратной связи, или Нулевому, Срединному пути в буддизме Григорьева считает, что восточные мудрецы не могли мыслить категориями Хаоса-Космоса, не признавая закона противоречия, веря в конечное преодоление несовершенного мира, творимого Неведением. Отсюда - принцип Недеяния, ненарушения естественного ритма. С этим связывается различие в ценностных представлениях, в методах познания, акцент на логике у одних, на интуиции у других. Но это, подчеркивает Григорьева, две взаимонеобходимые стороны единого Знания, и в XX в. происходит снятие двойственности, противопоставления одного другому, "встреча сторон по всем параметрам материально-духовного мира", переплетение Дао (пути Вселенской Эволюции) и Логоса (целевой установки мира).
Можно говорить, считает Григорьева, о близости русской философии восточным учениям в силу приоритета Истины, которая есть Целое. Их сближает то, что отличает русскую философию от классической европейской: устремленность к Целому, к универсальному онтологизму, к положительному Всеединству, которое понимается как "полная свобода составных частей в совершенном единстве целого" (по Вл.Соловьеву), т.е. такому единству, которое позволяет каждому, сохраняя свою самобытность, увидеть самобытность другого, что согласуется с буддизмом, принципом всеобщей связи: "одно во всем и все в одном". Но такое отношение, по Григорьева, предполагает коренное изменение сознания, самого "метафизического" типа мышления, "доведенного до крайности" гносеологическим дуализмом, механической причинностью. Принцип господства-подчинения, разъявший Целое на части и поставивший часть на место целого, ведет ко всеобщему распаду, отпадению мысли от жизни, к бездушному рационализму, феноменализму, к дурной отвлеченности, в конечном счете - к "меонизму", отрицанию природы как сущего, к отрицанию душевной субстанции и самой материи, отпавшей от духа. Такое сознание делает Свободу невозможной в принципе. И русской философии с ее всечеловеческой идеей, видит спасение (по Вл. Эрну) в "цельном, всеобъемлющем и абсолютно беспротиворечивом мировоззрении".
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх