Гречишкин Сергей Сергеевич
|
Другие персоны с фамилией Гречишкин
Другие персоны с именем Сергей Кто родился в этот день 24.03 Кто родился в этот год 1948 |
[24.3.1948, г.Берлин, Германия]
— историк русской литературы конца XIX — начала XX вв., поэт, литературный
критик, эссеист, член СП Санкт-Петербурга, член Международного ПЕН-клуба,
Санкт-Петербургского русского ПЕН-центра.
Родился в семье петербуржцев-ленинградцев: военного врача,
рентгенолога-радиолога, полковника и преподавательницы немецкого языка.
В 1971 окончил отделение русского языка и литературы филологического факультета
ЛГУ. Занимался в «брюсовском» и «блоковском» семинарах П.Н.Беркова и
Д.Е.Максимова.
В 1971-73 работал главным редактором журнала «Правоведение».
В 1973-85 служил в ИРЛИ (Пушкинский Дом) АН СССР (Рукописный отдел, Блоковская
группа сектора Новой русской литературы).
С 1985 — литератор на «вольных хлебах».
Как историку литературы Гречишкину принадлежит свыше 70 публикаций
(исследовательские статьи, публикации документов, подготовка текстов, комм.),
посвященных творчеству А.Белого, А.Блока, В.Брюсова, М.Волошина, А.Ремизова,
Ф.Сологуба, В.Зоргенфрея, Ю.Балтрушайтиса, Б.Пастернака и др. Многие из них
созданы в соавторстве с членом-корреспондентом РАН А.В.Лавровым. Лучшие
совместные работы вошли в книгу «Символисты вблизи. Статьи и публикации».
Гречишкин ввел в научный и читательский оборот сотни писем, ряд прозаических и
мемуарных произведений выдающихся представителей русского Серебряного века. Уже
ранние историко-литературные «штудии» Гречишкина привлекли к себе внимание
таких ученых, как Б.М.Жирмунский, М.П.Алексеев, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман,
И.С.Зильберштейн и др., которые высоко оценили источниковедческую ценность и
высокое качество исследований молодого ученого.
Статьи и публикации Гречишкина по Серебряному веку (1970-80-х) отличаются
строгим академизмом, содержательностью, беспристрастностью, архивной
выверенностью, изяществом стиля и специфической филологической «выделкой»,
свойственной ученым петербургской филологической школы. Работы Гречишкин
публиковались в издательствах «Наука» («Литературное наследство», «Литературные
памятники», «Ежегодники Рукописного отдела Пушкинского Дома»), «Художественная
литература», «Советский писатель», «Советская Россия», «Правда» и др.
Стихи Гречишкин начал писать еще в школьные годы, и уже с университетских лет
поэзия Гречишкина, отличающаяся специфическим накалом чувств и своеобразием
слога, стала достоянием узкого, но компетентного круга российских и зарубежных
почитателей. Тогда же поэт взял литературный псевдоним «Василий Пригодич»,
составленный из родового имени и девичьей фамилии матери.
В 1970-80-х чужеродность поэзии Гречишкина канонам советской литературы была
столь очевидной, что об издании его стихов не могло быть и речи. Впервые 9
стихотворений Гречишкина были опубликованы в Германии (Василий Пригодич. Из
книги «Картонные личины» // Грани. издательство «Посев». 1982. №126. С.49-57).
В мае 1989, в период «перестройки», состоялось первое публичное чтение стихов
Гречишкина в ленинградском Доме культуры работников пищевой промышленности.
Гречишкина трудно отнести к кругу питерского литературного «андеграунда» или
вообще причислить к какой-либо литературной группе. «Самость» поэзии Гречишкин
заключается прежде всего в основательных общегуманитарных познаниях автора, в
его особом духовном опыте.
Это свойство стихотворений Гречишкина было подмечено критикой после выхода в
свет первого его сборника «Картонные личины», изданного в 1990 Ленинградским
отделением издательства «Художественная литература». По мнению выдающегося
петербургского поэта и критика В.Кривулина, «Картонные личины» — «книга
замечательная прежде всего подкупающим сочетанием высочайшей поэтической
культуры, мощного филологического багажа и поразительной наивности, почти
инфантильности видения». Стихотворения Василия Пригодича «построены на
постоянном внутреннем диалоге автора с классическими текстами... читаются как
дословная черновая запись горячечного спора все о том же — о судьбе России, "о
приключеньях индивида на этой маленькой планетке",— сколько об этом было
говорено в 70-е годы во время бесконечных кухонных застолий, ставших в те годы
единственной формой свободного выражения общественного мнения! Но то, что
активными и непосредственными оппонентами, собеседниками (едва ли не
собутыльниками) Пригодича оказываются Г.Державин, А.Пушкин, Ф.Тютчев,
К.Случевский, А.Блок, Андрей Белый, В.Ходасевич, Н.Клюев, Б.Пастернак,
А.Солженицын, придает речевой атмосфере сборника высоту, недосягаемую для
большинства современных русских поэтов» (Кривулин В. Маска и лицо... С. 7).
В 1995 Гречишкин выпускает второй сборник стихов — «Пришелец земли»,
пронизанный исповедально-покаянными мотивами. Автор послесловия к книге пишет:
«Воспринимать такие стихи трудно и страшно. Для этого необходимо мужество...
Для этого необходима "взрослость" — взрослость современника, который хочет,
способен, имеет мужество осознавать себя в мире, не оправдавшем оптимистические
посулы европейского гуманизма. Приготовьтесь к восприятию отражения в поэзии
мук и конвульсий сегодняшней цивилизации, катаклизмов и неврозов современного
общества. Сквозная и ведущая тема поэтического творчества Василия Пригодича —
тема Смерти и Воскрешения... Поэт не щадит гуманистические идеалы прошлого
именно потому, что они обнаружили в XX веке свой утопически агрессивный и
тоталитарный дух, обернулись против Человека, почти неузнаваемо обезобразили
его божественный лик... Но не угасает надежда на возвращение Бога, на
воскрешение Человека. Поэт ждет возвращения Бога после почти целого столетия
забвения его Человеком» (М.Л.— С.123).
В третью книгу Гречишкина «Ветер в ничто» (СПб., 2001) вошли стих, разных лет,
а также лирические посвящения поэтам Серебряного века, друзьям и
единомышленникам. Эти лирические посвящения являются, по мнению В.Кривулина,
«актуальным продолжением горячечного спора, затеянного еще Вл.Соловьевым и
подхваченного лагерными дискуссиями на Соловках и Колыме, в русском Берлине,
Праге...». Отдельные «посвящения» критик воспринял как «новейшую версию
поэтического осмысления мистико-большевистской утопии», как «полемику,
выдержанную в стилистике русского символизма, но взрывающую ее изнутри»
(Кривулин В.Келья, книга и вселенная. С.53). Гречишкин публикует стихи в
журнале и альманахе: «Новый ж.» (СПб.), «Арион» (М.), «Византийский ангел»
(Киев), «Kreschatik» (Германия) и др.
В последние годы Гречишкин под псевдонимом Василий Пригодич активно выступает
как литературный критик, эссеист. Им опубликовано свыше 70 статей о книжных
новинках, но не только. Иногда Гречишкин выступает и как политический
публицист. Ведет раздел «Книжная полка» в газете «London Courier» и в
интернет-журнале «Русский переплет». Статьи и пространные эссе Гречишкина
зачастую вызывают яростную и нелицеприятную полемику как в «бумажных», так и в
сетевых изданиях. 50 избранных статей Гречишкина вошли в книгу: Василий
Пригодич. Кошачий ящик // СПб.: Геликон Плюс, 2003. За свою литературную
карьеру Г. публиковался в журнале, альманахах и газетах: «Новый мир», «Звезда»,
«Русская литература», «Труды по знаковым системам» (Тарту), «Новое литературное
обозрение», «Wiener slawistischer Almanach», «Смена» (СПб.), «Вести» (Таллин) и
др.
Гречишкин много работает как «сетевой» литератор, постоянно публикуясь в
интернет-изданиях «Лебедь» (Бостон), «Невская ассамблея» (СПб.), «Верлибр»
(СПб.) и др., является членом редакционной коллегии интернет-журналов «Русский
переплет» и «Поэзия.Ру». Сетевой словесности, полагает Гречишкин, с ее
мгновенностью, спонтанностью, «цветущей сложностью, раскованностью и
мыслительной свободой принадлежит будущее. Гречишкин — один из самых известных
персонажей в современной русской сетевой критике.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх