Грабарь Игорь Эммануилович
|
Другие персоны с фамилией Грабарь
Другие персоны с именем Игорь Кто родился в этот день 06.04 Кто родился в этот год 1871 |
(25.3.1871, Будапешт — 16.5.1960, Москва),
— художник, искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН
СССР (1943) и Академии художеств СССР (1947), лауреат Сталинской премии (1941).
Окончил юридический факультет Петербургского университета (1893). Учился в
Петербургской Академии художеств (1894—96), в Мюнхене в школе А.Ажбе (1896—98).
Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903); член объединений «Мир
искусства» и Союз русских художников; пейзажист.
В 1905—06 участвовал в издании революционных сатирических журналов «Жупел» и
«Адская почта».
С начала 1890-х гг. Грабарь выступает с художественно-критическими статьями. По
инициативе и под руководством Грабаря была издана первая научная «История
русского искусства» (т.1-6, 1909—16).
В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею. После прихода к власти большевиков
был одним из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и
старины, одним из основоположников советского музееведения и реставрационного
дела. Инициатор создания, в 1918—30 директор, с 1944 научный руководитель
Центральных реставрационных мастерских. Играл видную роль в художественной
жизни страны, чему способствовало его близкое знакомство с женой Л.Д.Троцкого
Н.Седовой. Возглавлял различные комиссии, занимавшиеся конфискацией картин из
усадеб и икон из монастырей.
С конца 1920-х гг. работал над портретами деятелей советской культуры, в т.ч.
Н.Д.Зелинского (1932), С.С.Прокофьева (1941), С.А.Чаплыгина (1935) и др. Также
написал ряд конъюнктурных работ, в т.ч. «В.И.Ленин у прямого провода» (1933),
«Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина» (1938). В художественных кругах
Грабаря не раз критиковали за приспособленчество, называя «Угорь Обмануилович
Гробарь».
В начале 1943 выступил с идеей компенсации потерь советских музеев за счет
конфискации произведений искусств из музеев Германии и ее союзников, возглавил
Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы,
готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и прицимал эшелоны с
произведениями искусства.
С 1944 директор Института истории искусств АН СССР.
Жена — Валентина Михайловна Мещерина.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх