Горбовский Глеб Яковлевич
|
Другие персоны с фамилией Горбовский
Другие персоны с именем Глеб Кто родился в этот день 04.10 Кто родился в этот год 1931 |
[4.10.1931, Ленинград]
— поэт, прозаик.
Родился в семье учителей. Отец — выходец из крестьян-однодворцев (старообрядцев) Порховского у.
Псковской губ., владевших небольшим имением Горбово, приобретенным на исходе XIX в. у разорившегося
помещика. Фамилию «Горбовские» придумал дед поэта при составлении купчей на землю. В канун Первой
мировой войны семья деда продала имение и переехала в г.Порхов. Мать Горбовского — дочь известной
коми-зырянской писательницы и просветительницы А.А.Сухановой (1884-1925).
С 6 лет Горбовский остался без отца (необоснованно репрессирован в 1937).
Летом 1941 уехал на каникулы в Порхов и вскоре оказался в тяжелейших условиях немецкой оккупации,
бродяжничал. Военные скитания Горбовского завершились в Прибалтике, на латышских хуторах, где он
работал батраком. «После войны — детприемник, розыски родителей, встреча с матерью, попытка
приобщения к школе <...> предпринял тактику "большого скачка", поступив сразу в пятый класс (минуя
третий с четвертым), и вскоре был отчислен за дерзкое поведение и неуспеваемость и определен в
ремесленное училище, откуда попал в исправительную колонию <...> и далее на лесоразработки в
приволжской возвышенности, откуда бежал, опять скитался...» (Остывшие следы. П., 1991. С.17). В
глухой костромской деревне Жилино близ Кинешмы встретился с отцом, вернувшимся из лагерей и
работавшим учителем. «За один год с величайшими жертвами, душевными и материальными», Горбовский
был подготовлен отцом «сразу за четыре класса» и отправлен в с.Богородицкое к тетке (учительнице),
где окончил семилетку. 8-й класс окончил в Ленинграде и был призван в армию, из-за близорукости — в
стройбат. Горбовский назовет себя «бродягой, скитальцем... представителем особой породы <...> людей,
выведенной моральными и социальными потрясениями эпохи, прямым потомком горьковских босяков» (Там
же). После армии учился в полиграфическом техникуме, работал модельщиком на фабрике «Красный
Октябрь», слесарем «Ленгаза», грузчиком. Несколько лет подряд Горбовский провел в трудных
геологических и изыскательских экспедициях на Сахалине, Камчатке, в Якутии и Средней Азии.
Писать стихи начал с 15 лет в колонии для несовершеннолетних преступников, печататься с 1955; первая
публикация — в районной газете г.Волхова «Сталинская правда» (1955,18 дек.); в этом же году
Горбовский публиковался в «Ленинградском альм.», «Молодом Ленинграде», в сборник «Первая встреча»,
а также в молодежной газете «Смена». Здесь стихи Горбовского заметил поэт Г.С.Семёнов, работавший в
газете литературным консультантом, и рекомендовал его в ЛИТО «Голос юности» при Доме культуры
работников профтехобразования, которым руководил Д.Я.Дар (Рыбкин). Позднее Горбовский занимался в
ЛИТО Г.С.Семенова в Горном институте (вместе с Л.Агеевым, А.Битовым, В.Британишским, А.Городницким,
А.Кушнером и др.). Акцент творческих усилий в ЛИТО «падал на идею, на пробуждение вольной мысли... в
тумане нравственной оттепели тех времен» (Там же. С.229-234). В своей ранней поэме «Право на себя»,
которая была написана в 1948, Горбовский отстаивал право сказать свое слово от лица поколения
«подранков». Ранняя лирика Горбовского двупланова: в ней выделяются стихи «народные» (блатные),
«не для печати» («Фонарики», «На диване» и др.), городской фольклор, принесший ему известность,— и
стихи «для печати», которые вошли в 4 сб.: «Поиски тепла» (1960), «Спасибо, земля» (1964), «Косые
сучья» (1966) и «Тишина» (1968).
В ранней лирике Горбовского выявляется несколько тематических «пластов» (стихи о военном детстве, о
природе, о горечи одиночества, городские стихи), которые скреплены мотивом поисков тепла. Лирический
герой Горбовского — рабочий, рядовой участник геологических экспедиций, вечный бродяга, бывающий в
городе наездами,— стремится преодолеть чувство бесприютности, бездомности («верь, что в сорок
первом я разбился о войну»). Символом бесприютности у Горбовского выступают голые стены: «Я боюсь в
оправе паутин / голых стен с торчащими гвоздями, / с пятнами от выгнанных картин, / комнаты с
ушедшими страстями, / комнаты с намеками на быт...» («Голые стены», 1957). Чувство душевного
равновесия герой стремится обрести в дороге, в работе («В грузчики», «Лесоповал», 1958), в простом
человеческом общении. В сборнике «Спасибо, земля» нарастало ощущение драматизма человеческой
судьбы: «Горело здание... / Канатом / повисла в воздухе струя. / Горела ночь... / А там, на пятом... / на
этаже, огнем объятом, / молчала форточка моя» («Горело здание», 1962). Лирический герой пытается
разорвать замкнутый круг одиночества: «Нынче ночь сырая... / Ночь, как яма. / Напишите мне письмишко,
/ мама» («Письмо из экспедиции», 1963). Ситуация разлуки с близким человеком (матерью, любимой) в
стихах повторяется («Закрыли дверь, убрали сходни...», 1963). Особого напряжения драматизм достигает
в сб. «Косые сучья» и «Тишина». В последнем критика усмотрела «озлобленность лирического героя на
весь белый свет», «предельно циничный нигилизм». Сборник «Тишина» был объявлен идеологически
вредным, часть тиража изъята из продажи (см.: Сов. Россия. 1968. 23 мая; Идеологическая диверсия —
оружие империализма. М., 1969. С.21).
Несмотря на жизненные неудачи, выход из состояния одиночества герой находит в чувстве родства и
слиянности с живым миром природы: «Свернуть с раздавленной дороги, / перешагнуть кювет и лечь... /
Эй, вы, ромашки, как здоровье? / Букашки, слышу вашу речь. / Земля, а как твое лежанье? / Тебе —
тепло? А муравей? / Когда наступит отдыханье / смешной коллекции твоей?» («Поле», 1961). В этом ряду
— «Приходите ко мне ночевать...» (1963) и др. Даже человеческая смерть в «поэтической космогонии» Г.
изображается как акт естественного растворения человека в бытии («не в дожде, не в земле
раствориться, а в вечность скользнуть»). В этом отношении характерно стих. «Местопребывание —
Земля» (1963): «Заночую будущей весной / на уютном кладбище России. / И склонится ветка надо мной, /
как-то вдруг по-женски обессилев. / А потом я встану, но не я, / и опять возрадуюсь погоде, / И моя
веселость, не моя, / растворится музыкой в природе». В этом ряду — цикл стих, об ушедших из жизни
поэтах «Живые из мертвых», стих. «Не плачь ты, осень, безутешно...» (1973) и др. Путь сближения
человека с миром ярко прослеживается в любовной лирике Горбовского. В его ранних стихах любовное
чувство романтически окрашено и связано с мотивом дороги, странствий. Позднее романтика уступает
место любви с размолвками, драмами («Страшней всего остаться одному...», «Уйти граненым
переулком...», оба — 1963, «В душе свила гнездо тревога...», 1964, и др.). В коротких стихотворных
миниатюрах Горбовский запечатлевает психологическое состояние любовной драмы («Прощается
женщина с мужем...»). Пройдя испытание разрывом и одиночеством («Наедине», 1977), лирический герой
обретает горький опыт жизни.
В конце 1960 — начале 1970-х Горбовский пережил внутренний кризис: «Был обвал. / Сломало ногу, /
завалило — ходу нет. / Надо было бить тревогу, / вылезать на белый свет» («Обвал», 1971). Переходными
для Горбовского явились книги «Новое лето» (1971), «Возвращение в дом» (1974). В стихах этих лет
звучит мотив испытания повседневностью, душевным кочевьем
(«А представьте такое...», «Вечерело...», «Ты не пришла ко мне...» и др.). В стихотворении «Достучаться
до звезд» (1972) прорывается тяга к запредельному. В драматической ситуации «нового лета», на рубеже
сорокалетия, вызревала новая тема, намечался душевный сдвиг: «К сорока прогревается сердце людей. /
Начинается — светоотдача, свеченье. / Опускается пыл в кочегарке страстей, / поднимается жар в
кочегарке прощенья...» («Человек состоялся на трудной земле...», 1971). Новой темой явилась тема
возвращения лирического героя в дом: «Возвращение в дом под родное крыло — / Неизбывная тема
российских поэтов. Возвращаюсь и я». Дом — это отчий край, Россия. Этой теме посвящены сборник
«Видение на холмах» (1977), «Крепость» (1979), где Горбовский, поднимая свой взор «на холмы истории
земной», размышляет о русской душе, судьбе славянства.
К середине 1970-х, преодолев душевный кризис, Горбовский обращается к сущностным, бытийным
проблемам: «Проснулся и слышу в редеющей мгле: «Зачем ты, зачем ты / На этой земле? Зачем, для чего? /
Отвечай на вопрос — / На этой земле ты родился и рос?» Этим стих, он открыл сб. «Долина» (1975). Рубеж
1970-80-х стал временем итогов для поэта. Выходят из печати, не повторяя одна другую, книги:
«Монолог» (1978), «Избранное» (1981), «Явь» (1981), «Черты лица» (1982).
В 1983 Горбовскому была присуждена Государственная премия РСФСР.
Итоговым для Горбовского стал сборник «Отражения» (1986). Сборники последнего десятилетия —
«Сорокоуст» (1991) и «Грешные песни» (1995). В последний вошла блатная лирика; она частично
представлена и в «Сорокоусте» — раздел «Вчера». «В "Сорокоусте" Горбовский пришел к мудрости
смирения перед тем, что выше гордыни» (Горышин Г. [Рец.] // Наш современник. 1991. №10. С.189).
Размышляя о своей судьбе, сущностных проблемах бытия, суете сует современной жизни, Горбовский
пришел к Богу. «Религия большинства поэтов — одиночество <...> Вырваться из одиночества можно
только — идя к Богу. Точнее — придя к Нему <...> Любовь к Богу вызрела из страха перед смертью, затем
— из преклонения перед красотой жизни и уж только затем — из любви к ближнему» (Остывшие следы.
С.364-365).
Лирика Горбовский подготовила появление его прозы. Первая книга вышла в 1980. Вслед за ней — другие.
В повестях «Орлов» (о первых днях войны), «Снег небесный» (о возрождении земли и души человека),
«Вокзал», «Мираж на Васильевском острове» (о буднях совр. города) и др. Горбовский исследует
этические проблемы. В документально-художественной книге «Исповедь алкоголика» (1994) Горбовский
рассказал о своем долголетнем недуге, нелегкой борьбе с ним. В книге-исповеди «Остывшие следы» (1991)
Горбовский поведал о своем жизненном пути и пути в литературе, о встречах со многими
писателями-современниками. Горбовский известен и как поэт, пишущий для детей (издано 6 поэтических
книг).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх