Горышин Глеб Александрович
|
Другие персоны с фамилией Горышин
Другие персоны с именем Глеб Кто родился в этот день 15.03 Кто родился в этот год 1931 |
[15.3.1931, Ленинград — 10.4.1998, Петербург]
— прозаик, публицист.
Детство Горышин прошло «в лесах»: его отец — работник лесозаготовительной
промышленности (в предвоенные годы — директор леспромхоза, в войну и после нее
— управляющий трестом «Ленлес»; исключен из партии и отстранен от работы по
«ленинградскому делу»; позднее реабилитирован), мать — детский врач; оба — из
крестьянских семей Новгородчины. В семье писатель прошел школу «исконно
народного, с богатством присловий, новгородского языка», которым в совершенстве
владели его бабушка, мать и тетушка, преподавательница русского языка и
литературы, жившая в семье сестры после расстрела мужа в 1937.
В 1949-54 учится на отделении журналистики ЛГУ, окончив его, уезжает на Алтай,
на целину. Работая корреспондентом газеты «Сталинская смена» (позднее —
«Молодежь Алтая»), регулярно публикует в ней репортажи с целины. Ряд очерков,
отразивших, по словам Горышина, «слишком остро, буквально, с опережением
событий» воспринятые «отте-пельные» настроения, стали поводом для его
отстранения от должности в мае 1957.
Из написанного на Алтае публикует рассказ «Лучший лоцман» (Нева. 1957. №3).
Спустя много лет появится и самый ранний алтайский рассказ «Семерочка»
(альманах «Алтай». 1990. №4) как свидетельство общей для молодой литературы
конца 1950-х «решимости впервые раскрепоститься», «вылущиться из насаждаемого
десятилетиями идеологического норматива». «Помню, — признается Горышин, — меня
тогда поразили первые рассказы Юрия Казакова (чуть позже — рассказы Василия
Шукшина) — именно свободой самоизъявления, какой-то неуемностью личностного
начала, игрою словом, никем до этого не тронутой правдой жизни... Значит, можно
и так?» (Там же. С. 61).
Вернувшись с Алтая, Горышин публикуется в ленинградской периодике («Нева»,
«Звезда», альм. «Молодой Ленинград» и др.). Наряду с А.Битовым, В.Курочкиным,
С.Тхоржевским, В.Конецким, В.Голявкиным, Б.Сергуненковым, В.Ляленковым входит в
молодежное литобъединение при издательстве «Советский писатель» (руководитель
Л.Н.Рахманов, затем — М.Л.Слонимский). Первый сборника «целинных» рассказов
Горышина «Хлеб и соль» (1958) был встречен одобрительно, отмечалась свежесть
его прозы. Ю.Казаков увидел в авторе человека, «щедрого на красоту и добро»;
внешне обыденные рассказы Горышин «обогащены внутренней поэзией, пульсирующим
подтекстом», «туги и наполнены ощущениями мощными»; «прочитав их, хочется
самому сделать что-нибудь настоящее» (Щедрость души // Литературная газета.
1959.14 июля).
В 1960 принят в Союз Писателей.
В 1958-62 Горышин работает в геологических и изыскательских партиях в Восточных
Саянах, в зоне затопления Братской ГЭС, в Забайкалье, на Дальнем Востоке, вновь
на Алтае; в 1962 — корреспондент «Правды» на Сахалине. Написанные в эти годы
произведения составили основу книг «В тридцать лет» (1961), «Фиорд Одьба»
(1961), «Земля с большой буквы» (1963), «Синее око» (1963). «Моим пером,—
вспоминает Горышин,— водило чувство свободы и счастья жить в мире, исполненном
красоты и силы жизнетворчест-ва» (Сюжет на тропе // Литературная Россия. 1976.
23 апр.). Писатель осознает себя последователем «странствующей музы»
Паустовского и Пришвина, вместе с тем на стилистику и «естественную» философию
его ранних вещей заметно влияет проза А.Платонова. Горышин обращается к
«первоосновам» жизни, утверждает ценность простых (не осложненных рефлексией)
потребностей человека в труде, любви, близости природе. Критика отмечает
свойственный Горышину лиризм, открытость авторского «я», способность передать
«волнующее дыхание современности», но наряду с этим и декларативность,
описательность, склонность к «утешительным» или, напротив, мелодраматическим
сюжетам (Трефилова Г. Азбука этики // Новый мир. 1964. №12, и др.). После
неоправданно резкой критики в статье Л.Антопольского «Радуга в один цвет»
(Комсомольская правда. 1964. 30 июля) в защиту индивидуальной манеры Горышина
выступили В.Аксенов (Семицветная радуга // Литературная газета. 1964. 21 нояб.)
и С.Воронин (Об одной «жестокости» // Литературная Россия. 1964. 11 дек.).
Рассматривая прозу Горышин в русле общих для «молодой» литературы начала 1960-х
поисков «сильной и цельной» личности, видя в авторе писателя «чуткого, тонкого,
<...> стилистически нежного» и «насквозь наивно честного», Л. Аннинский указал
на преувеличенность его представлений о «настоящих мужчинах» (Аннинский Л. Ядро
ореха: Критические очерки. М., 1965. С.107-109).
Проза Горышина последующих лет (повести «Снег в октябре», 1965, «До полудня»,
1966-67, «Водопад», 1970, и др.) остается преимущественно автобиографической,
авторская исповедь в ней сохраняет предельную искренность; в повестях и
рассказах усиливается конкретно-документальное начало, сюжет выстраивается по
принципу хроники («День-деньской», 1966-67, раннее название «Тихие воды»),
путешествия во времени и пространстве («Родословная», 1969, «Тридцать лет
спустя», 1973, и др.).
В самом значительном своем произведении — в повести «Запонь» (1965-70),
посвященной работавшим в 1942 на лесосплаве девушкам-блокадницам, Горышин на
широком документальном фоне ставит вопрос об источниках нравственной стойкости
военного поколения.
Неизменное стремление Горышина из города «в леса», а также тема труда на земле,
проблема природной и национальной основ личности обретают контуры не во всем
последовательного почвенничества: в 70-е гг. писатель творчески и дружески
сближается с кругом авторов «Нашего современника».
Позднее Горышин не изменяет журналистскому принципу («Надежда моя — на дорогу
или, вернее сказать, на тропу; мой сюжет на тропе, надо вначале его отыскать,
промерить сюжет ногами, а потом написать. Это правило я выработал для себя за
годы странствий...» // Сюжет на тропе. С.8), работает в свободной форме,
синтезирующей элементы различных жанров худож. документалистики — мемуарного,
биографического, «технологического» и путевого очерка, записок натуралиста и
пр. («Этим летом», 1973, «Лавина», 1976, «По тропинкам поля своего», 1983, «Вид
с горы», 1986, и др.). Принципиальное для Горышина значение подлинного
документа демонстрирует цикл очерков «Не только о погоде» (1984), написанных на
материале многолетних дневниковых записей наблюдателя поста гидрометслужбы на
Телецком озере.
С 1973 Горышин — заведующий отделом прозы ленинградского журнала «Аврора», в
1977-81 — его главный редактор. Снят с должности по обвинению в «идеологической
диверсии» за публикацию в №12 «Авроры» за 1981 (в дек. отмечался 75-летний
юбилей Л.И.Брежнева) юморески В.Голявкина «Юбилейная речь»; эпизод — «второй
выстрел Авроры» — приобрел скандальную известность (см. в очерке Горышина «На
75-й странице...» // Санкт-Петербургская панорама. 1992. №7).
В 1970-80-е Горышин — секретарь правления Ленинградского отделения СП СССР,
регулярно выступает в прессе как публицист и литературный критик. Выходят
сборники Горышина (включающие ранее опубликованные произведения): «Други мои»
1974), «С наилучшими пожеланиями» 1977), «Стар и млад» (1978), «Запонь» 1980),
«Чистая вода» (1982), «Уроки доброты» (1986), «Весенняя охота на боровую дичь»
(1986) и др.
В сборнике «Жребий» (1987) вошли критико-мемуарные очерки о В.Белове,
В.Шукшине, Ф.Абрамове, Б.И.Бурсове, И.Соколове-Микитове, М.Пришвине,
М.Л.Слонимском, Ю.Казакове, А.А.Ливеровском, В.Курочкине и др. По замечаниям
критики, проза писателя зрелых лет сохранила изначально присущую ей
конкретность, пластичность в изображении природы и чувства, «дневниковую»
откровенность (Урбан А. По тропинкам и полям России // Москва. 1985. №1.
С.200-201, и др.).
В 1980-е Горышин возглавляет экологическую комиссию при Ленинградском отделении
СП, участвует в акциях по защите Ладожского и Онежского озер («Глядя в глаза
Ладоге», 1989, текст к фотоальбому «Ладога. Пока не поздно», 1989). На
основании зарубежных поездок им написаны циклы очерков: «Весною в Африке»
(1980), «Монголия. Моментальные снимки» (1984), «Глядя из окна поезда, идущего
из Шанхая в Пекин» (1989), «В Англии на посиделках, или Что скажет Джин»
(1991).
В последние годы (1991-97) писатель работал в жанре «мемуаров о происходящем»:
из лета в лето живя в вепсской деревне Нюрговичи, он создавал хронику
деревенской жизни, с пристальным вниманием фиксируя смену социальных,
природных, погодных, собственных душевных состояний (циклы очерков «Записи
одного лета»: «Луна запуталась в березе», «Слово лешему», «Возвращение снега»,
«По весне, по осени» // Север. 1991. №12; 1992. №8; 1993. №3,12); также:
«Назову собаку Песси», «Меняют нижние венцы», «Время дергача» (Москва. 1994.
№9; 1995. №6). Мягкий лиризм, живописность слова, общая интонация
умиротворенности и размеренный повествовательный ритм, близость жанру
стихотворения в прозе составили естественную основу для перехода писателя к
поэтическому творчеству. В циклы «записей» Горышин свободно включает
стихотворные отрывки; в 1990 им издан поэтический сборник «Виденья»;
опубликованы подборки стихов (альм. «Алтай». 1990. №3; Аврора. 1990. №8; 1995.
№2; День русской поэзии. СПб., 1994, и др.). Дневниковые записи Горышина 1970-х
легли в основу мемуарной повести «Мой мальчик, это я: Записки по вечерам» (Наш
современник. 1994. № 6,7).
В 1995 СП России присудил Горышину премию им. И.Бунина.
В 1999 посмертно издана книга Горышина «Слово лешему», завершенная писателем
при жизни и объединившая его деревенские очерки последних лет.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх