AZ-libr.ру

информационный портал





Горышин Глеб Александрович
[15.03.1931-10.04.1998]

  Другие персоны с фамилией Горышин
Другие персоны с именем Глеб
Кто родился в этот день 15.03
Кто родился в этот год 1931

       [15.3.1931, Ленинград — 10.4.1998, Петербург]
       — прозаик, публицист.
       Детство Горышин прошло «в лесах»: его отец — работник лесозаготовительной промышленности (в предвоенные годы — директор леспромхоза, в войну и после нее — управляющий трестом «Ленлес»; исключен из партии и отстранен от работы по «ленинградскому делу»; позднее реабилитирован), мать — детский врач; оба — из крестьянских семей Новгородчины. В семье писатель прошел школу «исконно народного, с богатством присловий, новгородского языка», которым в совершенстве владели его бабушка, мать и тетушка, преподавательница русского языка и литературы, жившая в семье сестры после расстрела мужа в 1937.
       В 1949-54 учится на отделении журналистики ЛГУ, окончив его, уезжает на Алтай, на целину. Работая корреспондентом газеты «Сталинская смена» (позднее — «Молодежь Алтая»), регулярно публикует в ней репортажи с целины. Ряд очерков, отразивших, по словам Горышина, «слишком остро, буквально, с опережением событий» воспринятые «отте-пельные» настроения, стали поводом для его отстранения от должности в мае 1957.
       Из написанного на Алтае публикует рассказ «Лучший лоцман» (Нева. 1957. №3). Спустя много лет появится и самый ранний алтайский рассказ «Семерочка» (альманах «Алтай». 1990. №4) как свидетельство общей для молодой литературы конца 1950-х «решимости впервые раскрепоститься», «вылущиться из насаждаемого десятилетиями идеологического норматива». «Помню, — признается Горышин, — меня тогда поразили первые рассказы Юрия Казакова (чуть позже — рассказы Василия Шукшина) — именно свободой самоизъявления, какой-то неуемностью личностного начала, игрою словом, никем до этого не тронутой правдой жизни... Значит, можно и так?» (Там же. С. 61).
       Вернувшись с Алтая, Горышин публикуется в ленинградской периодике («Нева», «Звезда», альм. «Молодой Ленинград» и др.). Наряду с А.Битовым, В.Курочкиным, С.Тхоржевским, В.Конецким, В.Голявкиным, Б.Сергуненковым, В.Ляленковым входит в молодежное литобъединение при издательстве «Советский писатель» (руководитель Л.Н.Рахманов, затем — М.Л.Слонимский). Первый сборника «целинных» рассказов Горышина «Хлеб и соль» (1958) был встречен одобрительно, отмечалась свежесть его прозы. Ю.Казаков увидел в авторе человека, «щедрого на красоту и добро»; внешне обыденные рассказы Горышин «обогащены внутренней поэзией, пульсирующим подтекстом», «туги и наполнены ощущениями мощными»; «прочитав их, хочется самому сделать что-нибудь настоящее» (Щедрость души // Литературная газета. 1959.14 июля).
       В 1960 принят в Союз Писателей.
       В 1958-62 Горышин работает в геологических и изыскательских партиях в Восточных Саянах, в зоне затопления Братской ГЭС, в Забайкалье, на Дальнем Востоке, вновь на Алтае; в 1962 — корреспондент «Правды» на Сахалине. Написанные в эти годы произведения составили основу книг «В тридцать лет» (1961), «Фиорд Одьба» (1961), «Земля с большой буквы» (1963), «Синее око» (1963). «Моим пером,— вспоминает Горышин,— водило чувство свободы и счастья жить в мире, исполненном красоты и силы жизнетворчест-ва» (Сюжет на тропе // Литературная Россия. 1976. 23 апр.). Писатель осознает себя последователем «странствующей музы» Паустовского и Пришвина, вместе с тем на стилистику и «естественную» философию его ранних вещей заметно влияет проза А.Платонова. Горышин обращается к «первоосновам» жизни, утверждает ценность простых (не осложненных рефлексией) потребностей человека в труде, любви, близости природе. Критика отмечает свойственный Горышину лиризм, открытость авторского «я», способность передать «волнующее дыхание современности», но наряду с этим и декларативность, описательность, склонность к «утешительным» или, напротив, мелодраматическим сюжетам (Трефилова Г. Азбука этики // Новый мир. 1964. №12, и др.). После неоправданно резкой критики в статье Л.Антопольского «Радуга в один цвет» (Комсомольская правда. 1964. 30 июля) в защиту индивидуальной манеры Горышина выступили В.Аксенов (Семицветная радуга // Литературная газета. 1964. 21 нояб.) и С.Воронин (Об одной «жестокости» // Литературная Россия. 1964. 11 дек.). Рассматривая прозу Горышин в русле общих для «молодой» литературы начала 1960-х поисков «сильной и цельной» личности, видя в авторе писателя «чуткого, тонкого, <...> стилистически нежного» и «насквозь наивно честного», Л. Аннинский указал на преувеличенность его представлений о «настоящих мужчинах» (Аннинский Л. Ядро ореха: Критические очерки. М., 1965. С.107-109).
       Проза Горышина последующих лет (повести «Снег в октябре», 1965, «До полудня», 1966-67, «Водопад», 1970, и др.) остается преимущественно автобиографической, авторская исповедь в ней сохраняет предельную искренность; в повестях и рассказах усиливается конкретно-документальное начало, сюжет выстраивается по принципу хроники («День-деньской», 1966-67, раннее название «Тихие воды»), путешествия во времени и пространстве («Родословная», 1969, «Тридцать лет спустя», 1973, и др.).
       В самом значительном своем произведении — в повести «Запонь» (1965-70), посвященной работавшим в 1942 на лесосплаве девушкам-блокадницам, Горышин на широком документальном фоне ставит вопрос об источниках нравственной стойкости военного поколения.
       Неизменное стремление Горышина из города «в леса», а также тема труда на земле, проблема природной и национальной основ личности обретают контуры не во всем последовательного почвенничества: в 70-е гг. писатель творчески и дружески сближается с кругом авторов «Нашего современника».
       Позднее Горышин не изменяет журналистскому принципу («Надежда моя — на дорогу или, вернее сказать, на тропу; мой сюжет на тропе, надо вначале его отыскать, промерить сюжет ногами, а потом написать. Это правило я выработал для себя за годы странствий...» // Сюжет на тропе. С.8), работает в свободной форме, синтезирующей элементы различных жанров худож. документалистики — мемуарного, биографического, «технологического» и путевого очерка, записок натуралиста и пр. («Этим летом», 1973, «Лавина», 1976, «По тропинкам поля своего», 1983, «Вид с горы», 1986, и др.). Принципиальное для Горышина значение подлинного документа демонстрирует цикл очерков «Не только о погоде» (1984), написанных на материале многолетних дневниковых записей наблюдателя поста гидрометслужбы на Телецком озере.
       С 1973 Горышин — заведующий отделом прозы ленинградского журнала «Аврора», в 1977-81 — его главный редактор. Снят с должности по обвинению в «идеологической диверсии» за публикацию в №12 «Авроры» за 1981 (в дек. отмечался 75-летний юбилей Л.И.Брежнева) юморески В.Голявкина «Юбилейная речь»; эпизод — «второй выстрел Авроры» — приобрел скандальную известность (см. в очерке Горышина «На 75-й странице...» // Санкт-Петербургская панорама. 1992. №7).
       В 1970-80-е Горышин — секретарь правления Ленинградского отделения СП СССР, регулярно выступает в прессе как публицист и литературный критик. Выходят сборники Горышина (включающие ранее опубликованные произведения): «Други мои» 1974), «С наилучшими пожеланиями» 1977), «Стар и млад» (1978), «Запонь» 1980), «Чистая вода» (1982), «Уроки доброты» (1986), «Весенняя охота на боровую дичь» (1986) и др.
       В сборнике «Жребий» (1987) вошли критико-мемуарные очерки о В.Белове, В.Шукшине, Ф.Абрамове, Б.И.Бурсове, И.Соколове-Микитове, М.Пришвине, М.Л.Слонимском, Ю.Казакове, А.А.Ливеровском, В.Курочкине и др. По замечаниям критики, проза писателя зрелых лет сохранила изначально присущую ей конкретность, пластичность в изображении природы и чувства, «дневниковую» откровенность (Урбан А. По тропинкам и полям России // Москва. 1985. №1. С.200-201, и др.).
       В 1980-е Горышин возглавляет экологическую комиссию при Ленинградском отделении СП, участвует в акциях по защите Ладожского и Онежского озер («Глядя в глаза Ладоге», 1989, текст к фотоальбому «Ладога. Пока не поздно», 1989). На основании зарубежных поездок им написаны циклы очерков: «Весною в Африке» (1980), «Монголия. Моментальные снимки» (1984), «Глядя из окна поезда, идущего из Шанхая в Пекин» (1989), «В Англии на посиделках, или Что скажет Джин» (1991).
       В последние годы (1991-97) писатель работал в жанре «мемуаров о происходящем»: из лета в лето живя в вепсской деревне Нюрговичи, он создавал хронику деревенской жизни, с пристальным вниманием фиксируя смену социальных, природных, погодных, собственных душевных состояний (циклы очерков «Записи одного лета»: «Луна запуталась в березе», «Слово лешему», «Возвращение снега», «По весне, по осени» // Север. 1991. №12; 1992. №8; 1993. №3,12); также: «Назову собаку Песси», «Меняют нижние венцы», «Время дергача» (Москва. 1994. №9; 1995. №6). Мягкий лиризм, живописность слова, общая интонация умиротворенности и размеренный повествовательный ритм, близость жанру стихотворения в прозе составили естественную основу для перехода писателя к поэтическому творчеству. В циклы «записей» Горышин свободно включает стихотворные отрывки; в 1990 им издан поэтический сборник «Виденья»; опубликованы подборки стихов (альм. «Алтай». 1990. №3; Аврора. 1990. №8; 1995. №2; День русской поэзии. СПб., 1994, и др.). Дневниковые записи Горышина 1970-х легли в основу мемуарной повести «Мой мальчик, это я: Записки по вечерам» (Наш современник. 1994. № 6,7).
       В 1995 СП России присудил Горышину премию им. И.Бунина.
       В 1999 посмертно издана книга Горышина «Слово лешему», завершенная писателем при жизни и объединившая его деревенские очерки последних лет.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:56:32 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"