Горбаневская Наталья Евгеньевна
|
Другие персоны с фамилией Горбаневская
Другие персоны с именем Наталья Кто родился в этот день 26.05 Кто родился в этот год 1936 |
[26.5.1936, Москва]
— поэт, прозаик, переводчик, мемуарист, журналист, правозащитник.
Горбаневская — филолог по образованию, окончила заочное отделение филологического факультета ЛГУ,
до этого, начиная с 1953, изучала филологию в Москве.
С конца 1950-х стихотворения Горбаневской стали распространяться в самиздате, и впоследствии она
стала одним из самых читаемых самиздатовскиих авторов. Поэтесса работала библиотекарем,
библиографом, техническим переводчиком, редактором бюро технической информации, машинисткой,
занималась распространением самиздата, в частности — «Реквиема» А.А.Ахматовой.
Поэтические тексты Горбаневской удостоились похвалы А.Ахматовой, с которой она познакомилась в мае
1962. Известно, что Ахматова особенно высоко ценила такие стихотворения Горбаневской, как «Концерт
для оркестра» (1962), «Как андерсеновской армии солдат...» (1962) и др. Известна также исходившая от
Ахматовой сравнительная оценка поэтических текстов Горбаневской и Кушнера, приведенная в
воспоминаниях Л.К.Чуковской: «Изящен,— ответила она, то ли с одобрением, то ли с укором.—
Интеллигентен, литературен, изящен. Однако, я боюсь, нравится ему такое занятие: писать стихи. А вот
эта женщина,— Анна Андреевна раскрыла сумочку и взяла листок со стихами Натальи Горбаневской,— ей
не хочется, больно ей, но не писать она не может» (Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой: в 3 т. М.,
1997. Т.2. С.243). Горбаневская считала, в частности, что долг ее поколения перед Ахматовой еще не
оплачен, но она и современники удостоились высокой чести — они застали ахматовский закат, успели «за
ахматовский палец подержаться» (Горбаневская Н. Фигуры высшего пилотажа // Полухина В. Бродский
глазами современников. СПб., 1997. С.96). Впоследствии Горбаневская не раз декларировала свою любовь
к Ахматовой и неприятие Цветаевой, хотя влияние поэтики Цветаевой на ее тексты особенно ощутимо.
В 1961 Горбаневская участвовала в машинописном поэтическом сборнике «Синтаксис» (издатель —
А.Гинзбург), а 30 апр. 1968 основала самиздатскую «Хронику текущих событий», которую впоследствии
редактировала. В «Хронике» констатировались факты нарушения прав человека в СССР и правозащитные
выступления. Однако при этом составители «Хроники» удерживались от каких бы то ни было оценок
излагаемых в ней событий. Считается, что прообразом «ХТС» стали информационные бюллетени крымских
татар, ставшие известными московским правозащитникам, и в частности Горбаневской.
25 авг. 1968 Горбаневская приняла участие в демонстрации протеста на Красной площади, направленной
против оккупации Чехословакии советскими войсками. Кроме Горбаневской, в этой «сидячей забастовке»
участвовали лингвист Константин Бабицкий, филолог Л.Богораз, поэт В.Делоне, рабочий В.Дремлюга,
физик П.Литвинов и искусствовед В.Файнберг. Сначала Горбаневскую оставили на свободе, признали
невменяемой и отдали под опеку матери.
Однако 24 дек. 1969 Горбаневскую арестовали, заключили в Бутырскую тюрьму, а затем отправили на
принудительное лечение в психиатрическую лечебницу специального типа в Казани.
Поэтесса была освобождена 22 февр. 1972, а в дек. 1975 выехала за рубеж.
С начала 1976 живет в Париже. Горбаневская работала в редакции журнала «Континент», была
внештатным сотрудником радио «Свобода». Начиная с 1981, журналистская и литературная деятельность
Горбаневской тесно связана с газетой «Русская мысль» (Париж).
Горбаневская определяла себя как лирического стихотворца с коротким дыханием, для которого цикл из
13-ти восьмистиший — эрзац эпической формы. Циклы восьмистиший поэтессы действительно
представляют собой центральные для ее творчества тексты. При этом в цикле из 13-ти восьмистиший
седьмое является вершиной, или, как говорила сама Горбаневская, «острием» цикла. В частности,
ключевыми для корпуса текстов Горбаневской можно назвать «Новые восьмистишия» из сб. «Набор» (М.,
1996) и «Восьмистишия третьи. Памяти Манука» из сб. «Кто о чем поет» (М., 1998).
Горбаневская считала, что одной из главных в «Восьмистишиях третьих» можно назвать тему смерти и
соподчиненную ей тему дороги, реки, т.е. жизни, движущейся к смерти и за ее пределы, в Царствие
Небесное («Скрылась лодка в далеке / Дальнем, неизвестном. / Ты прими ее, Отец, / В Царствии
Небесном»). Образ лодочки-жизни, уплывающей в рай, перекликается со стихотворением Н.Гумилева
«Городок», где фигурирует лодочка, уплывающая к «цели ведомой» — «Индии Духа». В целом в
«Восьмистишиях третьих», как и в других поэтических текстах Горбаневской, заметно влияние
художественные программы акмеизма. В частности, это влияние заключается в концентрации
читательского внимания на символике острия-копья-вершины-цветущего посоха («акмэ») и
переосмыслении этой символики в духе собственной авторской мифологии.
Горбаневская долгое время занималась переводами чешской, польской и испанской поэзии, некоторые из
них появлялись в официальной советской печати. Однако вплоть до второй половины 1990-х
оригинальные тексты Горбаневской за редкими исключениями выходили на родине только в самиздате.
При этом поэтесса активно печаталась за рубежом, где вышли сб. ее стих. «Перелетая снежную границу»
(Париж, 1979), «Чужие камни» (Нью-Йорк, 1983), «Где и когда» (Париж, 1986), «Цвет вереска» (Тинафлай
(США), 1993) и т.д.
Начиная с 1996 поэтические сборники Горбаневской стали публиковаться в России.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх