AZ-libr.ру

информационный портал





Гордейчев Владимир Григорьевич
[05.03.1930-15.03.1995]

  Другие персоны с фамилией Гордейчев
Другие персоны с именем Владимир
Кто родился в этот день 05.03
Кто родился в этот год 1930

       [5.3.1930, ст. Касторная Курской обл.— 15.3.1995, Воронеж]
       — поэт.
       Родился в семье работника потребкооперации. Окончил (заочно) педагогический институт в Воронеже, уже в период учебы работал учителем-словесником и завучем в сельских школах.
       В 1952-1957 учился в Литературном институте им. М.Горького в Москве, одновременно с многими известными впоследствии поэтами своего поколения. Студенческие воспоминания (и отчасти расстановка сил в «команде» сверстников) нашли своеобразное отражение в стихотворении «Футбол» (1961): «Крайним правым шел Полянский, / Евтушенко левым шел». После окончания института работал в редакции воронежского журнала «Подъем». В течение ряда лет возглавлял писательскую организацию Воронежа.
       Первая публикация — стихотворение «Отпускник» в воронежской газеты «Молодой коммунар» (1950. 3 дек.). Первое выступление в столичном журнале — стихотворении «Родник» в журнале «Октябрь» (1955. №3). Первая книжка — «Никитины каменья» (Воронеж, 1957). Широкое читательское внимание к молодому поэту привлекла подборка в «Литературная газета» (1957. 6 апр.; под рубрикой «Доброго пути!», с предисл. Л.Ошанина), в составе которой — программное стих. «Периферия»: «Я любому шоферу знаком: / это я, не отличен от многих, / вскинув правую руку рывком, / заступаю машинам дороги... / Я из тех, кто растит зеленя / и пласты поднимает сырые, / и фамилии нет у меня. /Я — провинция. Периферия». Уже в этом стих, были четко, на годы вперед, определены позиции поэта. Гражданская: говорить от имени человека «глубинки», труженика, вплоть до полного слияния образов поэта и его героя. Эстетическая: оставаться верным реалистическому, повествовательному стиху, основное орудие которого — не изощренная метафора, а точная, выхваченная из жизни подробность. Узнаваемость, житейская и психологическая достоверность составляли силу и привлекательность таких произведений Гордеичева, как «Часы» (1960): «Себя за годы не виня, / когда и хлеб бывал как милость, / я не стыжусь, что у меня / часы не сразу появились, / что в жаркий полдень, на краю / пруда, мерцающего зыбко, / я их подкладывал к белью, / как будто редкостную рыбку. / Или нарвавшись на скандал / с соперником — бывало всяко —/ я никогда не забывал / отдать их другу перед дракой...» «Владимир Гордейчев пишет достоверно. Он видит мир вещно, предметы в его стихах осязаемы, картины рельефны»,— писал о поэте старший современник Е.Винокуров (С.5).
       Вместе с тем Гордеичев решительно отделял себя от приверженцев т.н. «тихой» лирики, о которой писал с иронией: «Слышите ль? "Хатки, ягнятки", / "леса молитвенный скит..." / В благостно-кроткой лампадке / постное масло горит». Г.— убежденный сторонник гражданской активности: «Не могу отмалчиваться в спорах, / если за словами узнаю / циников, ирония которых / распаляет ненависть мою. / И когда над пылом патриотов / тешатся иные остряки, / я встаю навстречу их остротам, / твердо обозначив желваки. / Принимаю бой! Со мною вместе / встаньте вы, сыны одной семьи, / рыцари немедленного действия, / верные товарищи мои!» («Наше время», 1955). «Этический максимализм в крови у Гордейчева. Он ангажирован современностью, предан ей до самоотречения»,— констатировал во вступительной статье к «Избранному» (М., 1980) критик А.Михайлов. И далее: «Гордейчев обратил внимание на проявление нигилистических взглядов и настроений до того, как они приобрели наибольшую остроту у некоторых молодых поэтов, не сумевших со всей объективностью разобраться в сложностях и противоречиях исторического процесса, и обрушился на них со всем пылом человека, оскорбленного в своих лучших чувствах». Сам поэт, говоря об истоках своего мировоззрения, подчеркивал, что «проявления потрясающего достоинства в людях в немыслимо жестоких испытаниях в годы фронта и после него на всю жизнь остались во мне полным и неистощимым обеспечением любви к дорогой моей и ни с чем не сравнимой русской земле».
       Следует, однако, заметить, что Гордеичев отнюдь не отождествлял свой патриотизм с национализмом: «Мы — в матерей. Нам в розни тяжко. / И нет, не нам принадлежит / высокомерное "армяшка" / или презрительное "жид"» («Колыбельная», 1970).
       Наиболее известные стихи Гордеичев созданы во второй половине 1950-х — первой половине 1960-х. С годами гражданская позиция Гордеичев не претерпела существенных изменений, лишь более отчетливо зазвучало в его стихах лирическое, а то и элегическое начало, окрашивавшее порой даже воспоминания о военном детстве: «С огнем, со смертью жили рядом, / но в избах, сбитых, как плоты, / стояли гильзы от снарядов, /ив них кудрявились цветы» (1976).
       В разные годы Гордеичев создано несколько поэм: «Колыбельная», «Каспийское письмо» (1970), «В звоне жаворонка» (1971), «Вечная моя матерь» (1976), «В пригородной зоне» (1994), «Родные пепелища» (1995) и др., а также «Усмиренный браконьер» — «сказка, едва ли не волшебная. Для детей среднего и старшего школьного возраста» (отдельным изданием — Воронеж, 1977). В прозаической книжке «Памятные страницы: Записки литератора. Встречи, годы, книги» (Воронеж, 1987) собраны воспоминания и заметки о встречах с А.Твардовским и другими известными писателями,о творчестве А.Кольцова, В.Маяковского, рано ушедшего из жизни В.Кубанева (1922—42), поэтов — современников и земляков.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:56:24 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"