Голубинский Фёдор Александрович
|
Другие персоны с фамилией Голубинский
Другие персоны с именем Фёдор Кто родился в этот день 02.01 Кто родился в этот год 1798 |
- богослов, философ.
Род. в семье священника в Костроме.
По окончании Костромской семинарии послан (в 17 лет) в Московскую Духовную академию. В студенческие годы основательно знакомится с трудами Канта, Шеллинга, Якоби. Хорошо знавший несколько языков, Голубинский переводит некоторые руководства по истории философии (Таннемана, Брукера и др.).
Окончив курс в 1818, Голубинский получил степень бакалавра философии. Оставлен при академии.
С 1824 - ординарный профессор.
В 1827 принял сан священника, а в 1829 стал протоиереем. До конца своих дней преподает философию в Духовной академии.
За 36 лет преподавания им был прочитан обширный цикл философских курсов по общему введению в философию, по метафизике, онтологии, гносеологии, умственному богословию, космологии, метафизической психологии и др.
"Философия, по Голубинский,- пишет Г.Г.Шпет,- имеет своим предметом силы, законы и основания природы и духа человеческого, равно как и свойства Виновника их, Высочайшего Существа. Соответственно, как система познания, философия опирается на опыт внешний и внутренний, с одной стороны, и на идеи ума, которые направляются на порядок и красоту целого, но также на предполагаемые невидимые силы, скрытые под видимой оболочкой чувственных явлений" (Очерк развития русской философии // Русская философия. Очерки истории. Свердловск, 1991. С.404).
Самое важное для философа и философии, считал Голубинский, выяснение и выработка внутреннего философского стремления, любви к мудрости. Без такого настроения нельзя стать настоящим философом.
Центральная идея Голубинского - идея бесконечного, которое онтологически предваряет всякое бытие, а логически - всякое частное познание. Именно поэтому она не может быть ни из чего выводима; она "прирождена" человеку и благодаря ее до-опытной наличности в нашем духе возможно само познание как восхождение от конечного к бесконечному, от условного к безусловному.
Идея бесконечного, по мысли Голубинского, может быть схвачена только интуитивно, волей и чувствами. Критиковал гносеологический субъективизм и трансцендентализм, занимая позиции гносеологического реализма. Высказал идею о всеобщем жизненном начале тварного бытия, которое "не есть бесконечное существо", т.е. фактически заложил основы русской софиологии. Доказывал возможность непосредственного восприятия божества нашим духом. Как писал Г.В.Флоровский, "в своем мировоззрении Голубинский своеобразно соединял... "истинную экзальтацию сердца" с "ясным рационализмом ума"".
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх