AZ-libr.ру

информационный портал





Голицын Александр Николаевич
[08.12.1773-22.11.1844]

  Другие персоны с фамилией Голицын
Другие персоны с именем Александр
Кто родился в этот день 08.12
Кто родился в этот год 1773

       — действительный тайный советник 1-го класса (с 1841).
       Из древнего княжеского рода. Сын отставного гвардии капитана кн. Николая Сергеевича Голицын (1712—1773) от третьего брака с Александрой Александровной Хитрово (1837—1787).
       Род. в Москве. В детстве записан сержантом в лейб-гвардии Преображенский полк. Воспитывался в Санкт-Петербурге под попечительством камер-фрау императрицы Екатерины II М.С.Перекусихиной. Представленный в 1782 императрице, был зачислен в пажи; подружился с внуками Екатерины II великими князьями Александром (будущим императором) и Константином Павловичами.
       С апреля 1791 камер-паж.
       В марте 1794 в чине поручика начал действительную службу в лейб-гвардии Преображенском полку, а в августе того же года определен камер-юнкером при дворе великого князя Александра Павловича.
       В апреле 1797, в день коронации императора Павла I, пожалован в действ камергеры. Вызвав недовольство императора, в мае 1799 был уволен от службы с повелением покинуть Санкт-Петербург. Находясь в отставке, проживал в Москве, состоя в секретной переписке с великим князем Александром Павловичем.
       После вступления на престол императора Александра I (март 1801) возвратился в Санкт-Петербурге.
       В сентябре 1802 назначен обер-прокурором 1-го Департамента Сената.
       В октябре 1803 — октябре 1817 обер-прокурор Св. синода.
       С октября 1803 статс-секретарь Е.И.В. Предпринял меры к усилению власти обер-прокурора; провел реформу духовных училищ, при нем основаны три новые духовные академии.
       С декабря 1808 тайный советник.
       В 1808 сопровождал императора Александра I на встречу с императором Наполеоном I в Эрфурт.
       В январе 1810 — октябре 1817 одновременно главноуправляющий иностранными исповеданиями.
       С января 1810 член Государственного совета, а с августа 1812 сенатор.
       С января 1813 президент Библейского общества; содействовал изданию и распространению книг мистического содержания.
       С августа 1816 и.о. министра народного просвещения. Одновременно с июля 1816 главный попечитель и непременный председатель Императорского Человеколюбивого общества.
       В октябре 1817 возглавил вновь учрежденное Министерство духовных дел и народного просвещения, призванное объединить функции религиозного и светского просвещения (с подчинением второго первому). Проводил политику преследования религиозного скептицизма и вольномыслия, внедрял подчинение науки религии, но в то же время и широкой веротерпимости. При нем проведены чистки в Петербургском и Казанском университетах, осложнилась работа Ришельевского лицея в Одессе, усилены требования цензуры. Вместе с тем при его содействии образованы Попечительное о тюрьмах общество, Общество любителей российской словесности, приют для неизлечимо больных, попечительство о бедных.
       В августе-ноябре 1819 временно управлял МВД. С декабря 1823 действительный тайный советник. Склонность Голицына к мистицизму, фактическое уравнение православия с другими вероисповеданиями и умаление роли Св. синода восстановили против него высшее православное духовенство.
       Оппозицию против Голицына возглавили архимандрит Фотий, петербургский митрополит Серафим, гр. А.А.Аракчеев, генерал-адъютант Ф.П.Уваров. Им удалось добиться в мае 1824 упразднения Министерства духовных дел и народного просвещения и отставки Голицын с поста президента Библейского общества. Однако император Александр I до конца жизни сохранил прежнее расположение к Голицын (в числе избранных, он был посвящен императором в тайну отречения от престола цесаревича Константина Павловича, а сам секретный манифест о перемене порядка престолонаследия был написан его рукой). В последние годы жизни императора управлял придворным ведомством.
       Император Николай I относился к Голицын как к «верному другу своего семейства»; когда государь и государыня уезжали из Санкт-Петербурга, то попечение о своем семействе они поручали Голицыну (маленькие великие князья и княжны были очень послушны перед Голицыным и называли его «дяденькой»).
       В ноябре 1819 — марте 1842 состоял главноначальствующим над Почтовым департаментом.
       С 1826 почетный член Петербургской АН.
       С января 1830 канцлер российских императорских и царских орденов.
       В 1839—41 председательствовал в общем собрании Государственного совета. Один из немногих сановников в истории Российской Империи, получивший высший чин действительного тайного советника 1-го класса (апрель 1841). Удостоен всех высших российских орденов: Св. Станислава 1-й степ. (1831), Св. Анны 1-й степ. (1804), Св. Владимира 2-й степ. (1808), Белого Орла (1831), Св. Александра Невского (1814), Св. Владимира 1-й степ. (1826), Св. Апостола Андрея Первозванного (1826, бриллиантовые знаки к ордену—1828).
       С марта 1842 в отставке по болезни, проживал в крымском имении.
       Скончался на 71-м году жизни в имении Гаспра Ялтинского уезда Таврической губ.; похоронен в Балаклавском Георгиевском монастыре. Холост.
       По свидетельству современников, Голицын был небольшого роста, выражение лица его было приветливое и умное. До конца жизни он не оставлял старинной, однажды усвоенной моды — носил серый фрак даже и тогда, когда фраки такого цвета совершенно вышли из употребления. Он не гонялся за внешними отличиями и суетными почестями. День его был строго распределен. Лето он обыкновенно проводил в Санкт-Петербурге на Каменном острове, занимая один из дворцовых павильонов. К восьми часам утра он был уже одет по-придворному, в шелковых чулках, башмаках и коротких панталонах, так что ему стоило только сбросить шелковый лафрок, надеть фрак и отправиться во дворец. Заниматься с ним делами было чрезвычайно приятно не только вследствие его быстрой сообразительности, но и вследствие его постоянно ровного и приветливого обхождения. От него никогда нельзя было услышать никакого неприятного слова или заметить на его лице кислую мину. Князь был известен как частный благотворитель, охотно принимавший неимущих. В светском обществе на него смотрели как на человека благочестивого, почти святого: к нему подводили детей, и он их благословлял, возложив на голову руки.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:55:48 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"