Голубев Валентин Павлович
|
Другие персоны с фамилией Голубев
Другие персоны с именем Валентин Кто родился в этот день 25.11 Кто родился в этот год 1948 |
[25.11.1948, пос. Сосновая Поляна Ленинградской обл.]
— поэт.
Родился в семье плотника; родители — выходцы из крестьян Костромской губ. «Неизгладимые
впечатления на всю жизнь оставило детство: материнские песни и сказки, сельские праздники, здоровый
уклад жизни»,— вспоминает Голубев (Автобиография. Отдел новейшей литературы ИРЛИ РАН). Стихи
начал писать в школьные годы, первая публикация — в 1964 в газете «Ленинские искры». После
окончания школы учился в техникуме, ЛГУ, работал автомехаником, начальником цеха на заводе.
В середине 1960-х Голубев знакомится с поэтом Игорем Григорьевым и входит в круг его общения
(А.Прокофьев, И.Глазунов, Ф.Абрамов, П.Выходцев, А.Горелов), где формируются эстетические и
художественные взгляды поэта.
В начале 1970-х Голубев — член литературной мастерской СП при журнале «Аврора», руководил которой
А.Шевелев. Голубев публикует стихи в периодике Ленинграда и Москвы (журнал «Аврора», «Молодая
гвардия», «Студенческий меридиан», альманах «Истоки», «Молодой Ленинград», «День поэзии»).
Участник VI Всесоюзного совещания молодых литераторов в Москве (1975). Вместе с А.Шевелевым
представляет Ленинград на Всесоюзном фестивале молодой поэзии в Ашхабаде (1976). В том же году
выходит первая книга стихов «Праздник». Голубев совмещает литературный труд с работой на
производстве, пройдя путь от слесаря, автомеханика до начальника крупного заводского цеха.
В 1980-е Голубев близко сходится с Н.Тряпкиным, Ст.Куняевым.
В конце 1980-х активно участвует в создании Ленинградской областной писательской организации,
объединившей патриотически настроенных литераторов города; создает и возглавляет поэтическую
мастерскую «Содружество». Член СП с 1990.
В 2001 за книгу стихов «Русская рулетка» удостоен Всероссийской литературной премии им. Александра
Прокофьева «Ладога».
Уже в первой книге «Праздник» (1976) заметны стремление Голубева к философскому осмыслению
действительности и цельность поэтического характера. «Прошлое Родины для Голубева — не просто
опоэтизированная история, а нерушимая основа, живительный источник творчества. Его стихи уходят
корнями в русскую былину, сказку, песню»,— писал в предисл. А.Шевелев (С.5-6).
Критика отмечала, что «поэт декларирует великую, дерзновенную веру несгибаемых, сильных духом
людей... при этом добивается сплава интимного, личного начала с пафосом подлинной
гражданственности» (Ростовцев Ю. Так начинают жить стихом // Молодой Ленинград. Л., 1976. С.419).
Лирический герой ощущает кровное родство с павшими на войне: «Мне выпал жребий, жизни дар: / Когда
для гроз настанут сроки, / Чтоб на себя принять удар, / Быть самым деревом высоким!»
Зарисовки деревенского быта и пейзажи Голубева отличает живописная пестрота, «размашистость,
цветистость образа, любование сказочными персонажами» (Сотников Н.— С. 360). Голубев насыщает язык
разговорными интонациями и словами, заимствованными из живой народной речи, его стихи лежат в русле
песенно-фольклорной традиции, идущей в русской поэзии от А.Кольцова.
Вместе с тем критика указала и на недостатки первой книги поэта: излишнюю громо-гласность, нарочитую
красивость; в условно-сказочных Аленушках, Несмеянах усматривали «заведомую искусственность»,
когда «условность поглощает живые мысли и чувства» (Сотников Н.— С. 361).
Сборник «От весны до весны» (1985) и «На черный день» (1990) — о сложности и богатстве человеческой
души, о стремлении к счастью. Творческой манере автора свойственны экспрессия, высокий накал чувств.
В этих книгах Голубев выступает как зрелый поэт, тонко чувствующий красоту и разносторонность слова,
вдумчиво работающий над ним. Выверенность строк, самоограничение и строгий отбор выразительных
средств — принцип поэзии Голубева, исповедуемый им в признании: «Написать стихотворение — / Это
поставить рядом хотя бы два слова / Так, / Как стоят под венцом жених и невеста, / Так, / Как стоят
рядом отец и сын / На краю вырытой ими ямы / Перед расстрелом» (На черный день. С.90).
«Основные поэтические открытия Голубева <...> находятся в области выявления в простых бытовых
деталях глубокого, неочевидного смысла» (Ахматов А.— С.35). Традиции русской поэзии (прежде всего
образы и мотивы С.Есенина и Н.Клюева), русской жизни, опыт собственной души — сплавлены в его
стихах, которым присущи современная техника стихосложения, свободная строфика, ритмическое
разнообразие.
В книгах «Русская рулетка» (1998) и «Жизнь коротка» (2002) Голубев предстает как поэт глубоко
драматический, его поэзия насыщается напряженным лирико-философским размышлением. В зрелом
творчестве Голубев открываются абсолютные ценности, приходят размышления о Промысле («Все, что
окажется миру ненужным / Бог приберет») и о главном делании человека: «Только бы в этой земной
круговерти / Душу спасти» (Жизнь коротка. С.3). Входят религиозные мотивы — греха и покаяния,
прощания с жизнью и неизбежного предстояния перед Богом («Ода палачеству», «В церквушке на
Охтинском кладбище...»). При этом в стихах нет следов «декоративного православия», христианство
предстает как собственная, внутренне принятая вера. На фоне подступающей смерти, звучащих
реквиемов живет зернышко любви, и, говоря о неизбежности земного конца, поэт исполнен надежды на
встречу с близкими: «Здравствуй, последний мой милый приют, / Путник веселый к вам в двери стучится. /
Здесь меня любят и здесь меня ждут...» (Жизнь коротка. С.41).
Сборник «Жизнь коротка» венчает стихотворение «Русская душа». Поэт размышляет о месте России в мире
и своеобразном ее характере: «Немец капнет, где русский плеснет, / Чтобы душу живьем вынимало. /
Здесь на праздник Чернобыль рванет, / Так, что всем не покажется мало». Таинственная судьба России —
«жутко-прекрасная», с крайностями гордыни и нищеты, крови и смирения, ее «нельзя объяснить»,
остается лишь признать, что она «Богом дана». На пороге XXI в. Голубев, обогащенный опытом минувшего
столетия, развивает темы историко-философской лирики Тютчева, Блока.
Религиозно-поэтическая тема Голубев — мученичество Родины и мученичество Сына Божия в России
(тютчевский мотив страдающего и благословляющего Царя Небесного, исходившего Русь). От
стихотворения к стихотворению она звучит все горше («На досках русский Бог распят...», «Нас, как
распяли, облукавили...», «Благодать»). Стихи книги «Русская рулетка» — о русской исторической стуже,
о лихом и страшном времени 1990-х. Автор ищет свое место в горькой исторической перспективе «Мы как в
"яблочко" попали / В век, где бед, как звезд и чисел, / Самый светлый здесь в опале, / Самый честный —
беззащитен» («Рождество»). Финал книги — три плача по митрополиту Санкт-Петербургскому Иоанну,
объединенные в цикл «Тризна», где поэт выражает самосознание воина, готового к жертвенному подвигу:
«Мы стоим последнею заставой / Смертные, готовые на смерть».
В книгу избранной лирики Голубева «Памятка» (2004) вошла одноименная поэма, посвященная памяти
протоиерея Николая Гурьянова, в которой светлый образ праведного старца побуждает поэта к новым
раздумьям о судьбах родины.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх