Голосовкер Яков Эммануилович
[04.09.1890-20.07.1967]

  Другие персоны с фамилией Голосовкер
Другие персоны с именем Яков
Кто родился в этот день 04.09
Кто родился в этот год 1890

       - филолог, культуролог, философ.
       Род. в Киеве, в семье хирурга.
       Окончил два отделения Киевского университета: философское и классическое отделения историко-филологического факультета.
       По окончании университета переехал в Москву, где был одним из организаторов школьного образования в системе Наркомпроса, работал с А.В.Луначарским.
       В 1919-1920 был направлен в Крым для "охраны памятников культуры".
       С 1922 по 1929 - на педагогического работе.
       Из философов был близок с А.Ф.Лосевым, Г.Г.Шпетом, В.Ф.Асмусом.
       В конце 20-х - первой половине 30-х гг. много переводил немецких романтиков и греческих лириков; писал большой труд о Ницше, переводил "Так говорил Заратустра" и создал философский трактат - "Имагинативный абсолют".
       В 1936 Голосовкер был арестован за связь с руководителем издателства "Academia" Л.Б.Каменевым (который должен был стать ответственным редактором книги-перевода Голосовкер "Так говорил Заратустра" Ницше, так и не увидевшей тогда света). (См.: "О Якобе Голосовкере" С.О.Шмидта в книге "Засекреченный секрет". Томск, 1998. С.7.)
       Три года (1936-1939) Голосовкер провел в лагере в Воркуте,
       в 1939-1942 - в ссылке в г. "стопятников" Александрове. По возвращении из лагеря узнал, что труды его жизни погибли - сожжены его другом, художником, которому были оставлены на сохранение.
       После лагеря и ссылки Голосовкер жил на дачах у знакомых писателей, с 1944 стал центральной фигурой Горацианского кружка, куда входили известные деятели литературы и искусства.
       В 40-50-е гг. Голосовкер продолжал занятия античной поэзией. "Антология античной лирики в русских переводах, начиная с XVIII в." (2000 стихотворений 135 древних авторов) осталась в архиве неопубликованной. (См.: Н.Брагинская. О Голосовкере // Я.Э.Голосовкер. Сказания о титанах. М., 1993.)
       Работы Голосовкер начали публиковаться только с середины 50-х гт. Высшим уровнем творческого мышления признавал имагинацию - творческое воображение: "Когда мы, философы, наглядно созерцаем, мы воображаем идеи, т.е. воображаем смысло-образы. Но воображая, мы их одновременно понимаем, т.е. когда для философа его философское воображение создает смысл, оно понимает реальную суть этого смысла".
       По мысли Голосовкера,человеку присущ своеобразный "инстинкт культуры", т.е. стремление к перманентному воспроизводству и созиданию духовных ценностей. Культура предстала у Голосовкера высшей ценностью, аккумулирующей предикаты Бога: она свободна, бессмертна и дает бессмертие, она - творческое начало и цель творчества. Философия, взятая в качестве культуромагинации, является, по Голосовкер, не наукой, а особым искусством. Наука открывает законы, а философия, будучи знанием, есть знание смысла истины и воплощение этого смысла в образ, т.е. в смыслообраз. Именно последнее - смыслообраз - сближает философию и искусство. При этом искусство акцентирует "образ", а философия - смысл.
       Голосовкер разработал оригинальную концепцию мифа и его "логики", доказывая, что именно в нем имагинация получает свое наиболее полное воплощение. В "Логике мифа" описан мир чудесного. Его логика "иная", "особая" не потому, что мышление древних людей было каким-то другим. Единство человеческого рода не ставится здесь под сомнение. Но к самому этому миру мифа никем не предъявлено требование последовательности и непротиворечивости - собственно логическое "научное" требование.
       Труды Голосовкер подтверждают его слова о том, что смысл жизни он видел "в духовном созидании" (Миф моей жизни // "Вопросы философии" 1989. №2. С.111).

Литература и другие источники информации




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:55:44 UTC