Гирш Любовь Исааковна
|
Другие персоны с фамилией Гирш
Другие персоны с именем Любовь Кто родился в этот год 1932 |
- философ, литературовед.
В пятнадцатилетнем возрасте ушла из семьи, примкнула к полтавскому революционному кружку. Привлеченная к жандармскому дознанию, скрывалась в 1886 в Харькове, где работала в народнической организации. Революционную работу продолжала в Мелитополе, Петербурге, Вильне.
В 1887 эмигрировала в Швейцарию. Окончила философский факультет Бернского университета в 1900.
В 1902 защитила диссертацию о развитии мировоззрения Л.Н.Толстого ("Tolstois Weltanschauung unci ihre Entwicklung". 1902). Находилась в эмиграции во Франции и Швейцарии до 1906.
С 1892 член группы "Союза русских социал-демократов за границей", а также группы "Освобождение труда". Последовательница идей Г.В.Плеханова (по словам философа Э.Л.Радлова, глава русского марксизма - Плеханов, а его оруженосец - Аксельрод).
В 1917 - член меньшевистского ЦК, затем член ЦК плехановской группы "Единство".
После 1917 занималась научной и педагогической работой.
С 1917 по 1920 читала лекции в Тамбовском государственном университете и Народном университете,
в 1920 - в 1-м МГУ, в 1921-1923 руководила семинаром по философии в институте Красной профессуры, позднее работала в институте научной философии.
Основные направления философских исследований: история философии, этика, социальная философия, онтология.
Философская позиция Аксельрод связана с критическим анализом идеализма - неокантианства и эмпириокритицизма. Показывая концептуальное единство философии Канта с неокантианцами и махистами (в том числе русскими), она определяла это единство как субъективный идеализм. Критиковала Беркли, Фихте, Маха, Авенариуса, Шопенгауэра за тезис о тождестве бытия и мышления. Кантовская категория "трансцендентной реальности" ведет, по Аксельрод, к пропасти "метафизического раскола мирозданья", порождает идеалистический скептицизм, служащий "методологическим компасом" в достижении "счастливых берегов догматического идеализма". Отдавая должное оригинальности гносеологии Канта, отмечала, что его философияв целом является идеологией либеральной буржуазии.
Возникновение неокантианства Аксельрод считала реакцией на научный социализм в Европе. Негативно оценивая мировоззрение эмпириокритиков, Аксельрод не соглашалась с идеями В.И.Ленина относительно теории познания как теории отражения и диалектического метода, представленными в его книге "Материализм и эмпириокритицизм". Формулируя собственное понимание гносеологии, Аксельрод трактует ощущения как основу познания и "символы" вещей, индифферентных объективному миру, а "вторичные качества" - как субъективные. Отрицание существования "сверхчувственного мира", "наивысшей реальности и наивысшего блага" приводит Аксельрод к отождествлению мировоззренческих платформ идеализма и религии. Диалектический метод считала системой "формальных" категорий, стоящих вне частных наук и неадекватных историческому познанию.
Аксельрод известна как активная участница философских дискуссий 20-х гг.: она была одним из лидеров так называемых "механистов" (т.е. защищавших линию методологического редукционизма) и выступала против "деборинского" ("формалистического") истолкования философии. Критиковала концепцию классовой морали с позиции вечных принципов нравственности.
Псевдонимы:
Аксельрод Любовь Исааковна [__.__.1868-05.02.1946][род.1868г.] - философ, литературовед
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх