Гинзбург Александр Аркадьевич
|
Другие персоны с фамилией Гинзбург
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 19.10 Кто родился в этот год 1918 |
[19.10.1918 (на памятнике — 1919), Екатеринослав — 15.12.1977, Париж; похоронен на кладбище
Сен-Женевьев-де-Буа]
— драматург, кинодраматург, прозаик, поэт.
Родился в семье служащих.
Литературной деятельность начал очень рано: как участник поэтической «бригады» газеты «Пионерская
правда» был учеником поэта-романтика Э.Багрицкого.
В 1935 Галич был принят в Оперно-драматическую студию К.С.Станиславского, одновременно учился в
Литературном институте, который вскоре оставил, связав свою судьбу с театром. В 1940 в Московском
театре-студии (В.Плучек, А.Арбузов и др.) он участвовал в качестве соавтора (их было более 20),
создателя и актера в спектакле «Город на заре», ставшем значительным явлением
театрально-литературной жизни предвоенной Москвы. Во время Великой Отечественной войны,
освобожденный по состоянию здоровья от фронта, Галич был одним из организаторов, участников и
руководителей Комсомольского фронтового театра, писал песни, частушки, пьесы, играл на гитаре,
выступал перед бойцами.
С 1945 Галич пишет для театра, став популярным драматургом, чьи пьесы «Вас вызывает Таймыр»
(совместно с К.Исаковым), «Пароход зовут "Орленок"», «За час до рассвета» и др. с большим успехом идут
на сценах многих театров. Такой же известностью пользовались его киносценарии к фильмам «На семи
ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Верные друзья», «Третья молодость» (совместно с французскими
кинематографистами), «Бегущая по волнам» (совместно с болгарскими мастерами). Автор стал членом СП,
Союза кинематографистов, Литературного фонда.
В 1958 была запрещена к постановке пьеса Галича «Матросская тишина» («Моя большая земля»), которую
репетировала студия Художественного театра (позже театр-студия «Современник»). Драматическая
история последней генеральной репетиции этой пьесы легла в основу автобиографической повести
«Генеральная репетиция» (1973), текст которой включает в себя саму пьесу «Матросская тишина». В ее
финале звучат программные для Галича слова: «Нравственность начинается с правды». Уже после смерти
писателя была опубликована неоконченная повесть с чертами плутовского романа — «Блошиный рынок»
(альманах «Время и мы», 1990).
Резкий поворот в судьбе художника произошел в 1959, когда, отказавшись от благополучия, официальной
славы и популярности, Галич обратился к авторской песне. «Я должен наконец заговорить в полный голос,
заговорить правду» (Возвращение. С.9). Попытка разобраться в собственной жизни и трагической судьбе
своего поколения (после крушения последних надежд и романтических иллюзий, что все как-то изменится
к лучшему,— сначала после 1945 победного года, затем после 1956 «оттепельного») привела поэта к
созданию своеобразного песенно-поэтического театра, в котором автор был и актером, и музыкантом, и
режиссером. Более 100 песен создал Галич, изустно-фольклорное бытование которых сопровождалось
авторским исполнением под гитару в узком кругу друзей и знакомых. Публичное исполнение песен Галича
было запрещено, особенно после вызвавшего огромный резонанс выступления поэта в Новосибирском
Академгородке в 1968.
В первой песне «Леночка» (1959), написанной в купе ночного поезда Москва-Ленинград, рассказывается о
счастливой судьбе современной Золушки-милиционерши, ставшей «шахиней Л.Потаповой». Галич нашел не
только новую героиню, но главное — уличную бытовую интонацию, жанр песни-рассказа, разговора,
песни-спектакля.
По охвату разных сторон жизни, многообразию тем и героев, полифонии звучания голосов песни Галича
могут быть названы поэтическим эпосом, как заметил один из современников, «малой советской
энциклопедией» (Заклинание добра и зла. С.285), современный «Одиссеей». В них, как в зеркале,
отразилось время с его трагическими катаклизмами, государственными победами и нищетой,
униженностью обыкновенных маленьких людей, быт и бытие эпохи. Поэт взял на себя высокое право
говорить от имени своего «поколения обреченных»: живых и мертвых солдат Великой Отечественной
войны («Ошибка»), несправедливо арестованных и гонимых в эпоху культа личности («Левый марш»,
«Облака», «Баллада о Вечном огне» и др.), отвергнутых временем талантливых писателей и поэтов
(«Памяти Б.Л.Пастернака», «Баллада о табаке», «Возвращение на Итаку»). А также от имени самых
простых людей — негероических кассирш, продавщиц, рабочих и других, обреченных на жалкое
существование, искалеченных, но сохранивших человеческое достоинство, доброту («Веселый разговор»,
«Вальс-баллада про тещу из Иванова», «Баллада про генеральскую дочь» и др.). В «Черновике эпитафии»
поэт признается: «Не моя это вроде боль, / Так чего ж я кидаюсь в бой?! / А вела меня в бой судьба, /Как
солдата ведет труба!».
При всей реалистической конкретности тем, сюжетов и деталей в песнях Галича является поэтом
романтического плана. В основе его творчества лежит романтическая антитеза: частной жизни личности,
душе, интересам и переживаниям противостоит вся мощь тоталитарной бесчеловечной гос. системы, все
«автоматное столетие»; свободному творчеству — официозное искусство, правде — ложь, добру — зло во
всех его проявлениях, палачам — их жертвы («Облака», «Заклинание», «Ночной дозор», «Мы не хуже
Горация» и др.). Сатирически обличая зло, принимающее порой фантасмагорические очертания, Галич
скорбит по погибшим, тоскует по идеалу и верит в добро и правду. Он говорил, что «стихи, песня могут
обладать силой физической пощечины» (У микрофона А.Галич. С.29). Содержание и эмоциональный заряд
своего творчества поэт определял с предельной образностью, отвечая на нападки со всех сторон: «Я не
просто хулу, / А гражданские скорби сервирую к столу!» Не только судьей своего времени чувствовал
себя Галич, но и совиновником творимого зла. Парадоксально звучит в конце песни «Плясовая» призыв:
«Пожалейте, люди, палачей!» Рассказ о пенсионере, бывшем начальнике концлагеря, который перед
смертью «намеч-тал спросонья мечту, / Будто Черное море под стражею / По этапу пригнали в Инту»,
сопровождается рефреном: «Помилуй мя, Господи / Помилуй мя!» («Заклинание»).
Театральная сюжетность, сценичность большинства песен Галича служат раскрытию человеческого
характера и судьбы («Больничная цыганочка», «О том, как Клим Петрович выступал на митинге в защиту
мира» и др.).
Фольклорное начало, черты уличной городской песни и романса, особенности рассказов бывалых людей,
разговорная стихия очередей, лестничных и дворовых встреч и посиделок органически сливаются в
творчестве Галича с высокой литературной традицией, библейскими лейтмотивами, заклинаниями.
Строчки, образы, ритмы стихов Б.Пастернака, А.Ахматовой, О.Мандельштама, Д.Хармса и других
органично входят в структуру авторской песни Галича, углубляя поэтический контекст, связывая разные
эпохи, судьбы, приобщая автора и его слушателей к трагическому пути русской и мировой литературы. В
«Гусарской песне» (об Александре Полежаеве) Галич как бы «примеривает» чужой и в то же время близкий
ему выбор поэта: «Началось все дело с песенки, / А потом — пошла писать! / И по мукам, как по лезвию...»
(Возвращение. С.25). Тема выбора — одна из главных в творчестве и судьбе Г.: «Я выбираю Свободу, / Но
не из боя, а в бой, / Я выбираю свободу / Быть просто самим собой» (Петербургский романс. С.199).
Подобный выбор делают и его герои: «кассирша в продмаге», которая предпочла нищего, но любимого
«техника по счетным машинам» богатому, сильному, но нелюбимому завмагу («Веселый разговор»). Поэт
пишет и о другом выборе, позорном для человека: «Промолчи — попадешь в палачи! / Промолчи, промолчи,
промолчи!» (Возвращение. С.34). В «Петербургском романсе», напоминая о «мудром» выборе, о
предательстве одного из руководителей-декабристов (в решающий момент «себя объявить в отъезде»),
Галич обращается к современникам: «И все так же, не проще / Век наш пробует нас — / Можешь выйти на
площадь, / Смеешь выйти на площадь / В тот назначенный час?! / Где стоят по квадрату / В ожиданье
полки — / От Синода к Сенату, / Как четыре строки?!» (Возвращение. С.19). Свой выбор делает и
«бессмертный Кузьмин»: в трагические моменты российской истории, когда Отечество в опасности, он
пишет доносы на ненадежных, с его точки зрения, людей, «извещая всех, кому положено».
Важна для поэзии Галича и тема памяти о погибших, убитых, о трагических судьбах миллионов людей.
Герой песни «Облака», бывший заключенный, радуясь пенсии, не может забыть о двадцати лагерных
годах, память о них навеки осталась в спокойных облаках, плывущих в Абакан. В «Балладе о Вечном огне»
поэт, говоря об официально-казенной памяти о Неизвестном солдате, просит людей вспомнить и о
миллионах неизвестных, погибших в лагерях: «Над сибирской тайгою; над Камой, над Обью / Ни знамен,
ни венков не положат к надгробью! / Лишь, как вечный огонь, как нетленная слава, / Штабеля! Штабеля!
Штабеля лесосплава!» (Возвращение. С.49).
В лирических стихах Галича с ярко выраженным «я» постоянно звучит тема возвращения к себе самому,
романтическому детству, где «на детской матроске / Эллады певучая пыль», где вечно звучит «звук
пленительный и негромкий» и появляется «мальчик с дудочкой тростниковой» (Возвращение. С. 158-159).
Наконец, возвращение к гармонии и идеалу. После вынужденной эмиграции Галича в 1974 и лишения его
гражданства в творчестве, песнях и выступлениях (Галич 3 года работал на радиостанции «Свобода»)
постоянно звучит мотив возвращения домой, на родину, в русскую литературу: «Я уезжаю из Советского
Союза, но не из России, моя Россия остается со мной» (Возвращение. С.284). Исключенный еще в 1971 из
официальных союзов и организаций, Галич и в эмиграции ощущал себя не изгнанником, а посланником
русской культуры. Он мечтал поскорее вернуться: «Когда я вернусь... Послушай, послушай, не смейся, /
Когда я вернусь, / И прямо с вокзала — в кромешный, ничтожный, раешный — / Ворвусь в этот город,
которым казнюсь и клянусь, / Когда я вернусь. / О, когда я вернусь!..» (Возвращение. С.141). Желание
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх