Гинзбург Евгения Соломоновна
|
Другие персоны с фамилией Гинзбург
Другие персоны с именем Евгения Кто родился в этот день 20.12 Кто родился в этот год 1903 |
[7(20).12.1903, Казань — 25.5.1977, Москва]
— прозаик.
Родилась в семье фармацевта.
Окончив в июне 1924 казанский Восточно-педагогический институт, работала учительницей в школах
Казани, затем ассистентом кафедры методики преподавания обществоведения Восточно-педагогического
института и ассистентом кафедры истории Западной Европы в татарском коммунистическом университете.
К этому времени относятся первые опубликованные работы Гинзбург по методике преподавания
общественных дисциплин и краеведению.
По свидетельству Гинзбург, с 1929 она начала «преподавать в вузах курс по истории ВКП(б) и ленинизму».
В 1930-33 преподавала историю ВКП(б) во втузе при казанском мыловаренном заводе, затем с сент. 1933
по окт. 1935 Гинзбург «работала в казанском университете в должности доцента по истории ВКП(б) и
ленинизму».
В 1935-1937 была сотрудницей газеты «Красная Татария».
Вслед за арестом мужа, П.В.Аксёнова, состоявшего членом Татарского обкома ВКП(б), в февр. 1937
последовал арест Гинзбург. Ей было предъявлено обвинение в том, что она «является участницей
контрреволюционной троцкистской группы в редакции газеты "Красная Татария"... вела троцкистскую
работу совместно с троцкистами... и тем самым оказывала пособничество контрреволюционной
троцкистской организации, совершившей убийство С.М.Кирова и подготавливавшей новые
террористические акты против руководителей партии и советского государства, т.е. в преступлениях,
предусмотренных ст. 58-8 и 58-11 УК РСФСР с применением закона от 1.12.1934». На суде Гинзбург
виновной себя не признала, однако ей был вынесен приговор: «подвергнуть тюремному заключению
сроком на десять лет с поражением в политических правах на пять лет и с конфискацией всего лично ей
принадлежащего имущества». После 730 дней одиночного заключения Гинзбург была отправлена в лагерь
на Колыму. По окончании срока заключения в ГУЛАГе Гинзбург с 1947 по 1949 находилась в Магадане на
поселении, где некоторое время у нее проживал сын Василий (будущий писатель В.Аксёнов).
В окт. 1949 последовал новый арест, следствием которого стала ссылка на бессрочное поселение.
25 июня 1955 постановлением Военной коллегии Верховного суда СССР Гинзбург была реабилитирована
«за отсутствием состава преступления» и освобождена от спецпоселения.
До 1966 Гинзбург жила во Львове, где работала внештатным корреспондентом в местной газете. По
собственному признанию, писала «ради хлеба насущного расхожие статьи и очерки для периодической
прессы, главным образом педагогические».
В это же время Гинзбург работает над циклом мемуарных произведений, своеобразных
«беллетризированных воспоминаний», который в 1963 открыла книга «Так начиналось. Записки
учительницы». Рецензируя книгу, Б.Невская отмечала, что автору «живо и образно» удалось воскресить
«страницу из истории формирования первого поколения татарской советской интеллигенции».
Достоинством книги, по мнению рецензента, явилось и то, что «автору... удалось правдиво передать
неповторимое своеобразие общественной атмосферы двадцатых годов с ее, быть может, несколько
наивным и прямолинейным, но горячим и светлым романтизмом, передать неподдельный пафос и энтузиазм
эпохи». Однако Б.Невская отмечала у Гинзбург и «некоторый налет сентиментальности — словно она
глядит на страну своей юности сквозь розовую дымку». Кроме того, в книге Гинзбург остался не раскрыт
подлинный драматизм эпохи, неоднозначность исторических процессов, происходивших в стране. Это
отмечала и рецензент: «Не всегда так гладко, как в книжке, разрешались острые, порою болезненные
конфликты, встававшие перед поколением победителей».
Вслед за первой книгой последовали написанные в том же ключе и опубликованные в журнале «Юность»
«Единая трудовая...» и «Студенты двадцатых годов». Завершила мемуарный цикл повесть «Юноша» — о
брате Александре, служившем губернским комиссаром социального обеспечения. Оценивая произведения
Гинзбург, Р.Орлова писала: «В ее прозе глубоко трагедийное художественное повествование брезгливо
обтекает грязные пороги, зато оно иногда вспенивается такой старосветской патетикой и
сентиментальностью, которые напоминают не только о стиле великих авторов прошлого — русских и
зарубежных, но родственны и вторичной беллетристике начала века».
Параллельно с созданием мемуарного цикла Гинзбург писала книгу, ставшую важнейшей в ее судьбе. По
свидетельству автора, рукопись существовала в двух вариантах. Один, «гораздо более резкий», носил
название «Под сенью Люциферова крыла». Но этот вариант был уничтожен Гинзбург: «Сожгла.
Испугалась и сожгла». В середине 1960-х сохраненный автором вариант под названием «Крутой маршрут.
Хроника времен культа личности» был передан в редакции журнала «Новый мир» и «Юность».
В 1966 Гинзбург переезжает в Москву. К концу 1966 надежды на публикацию рукописи у автора исчезают.
Из редакции журнала «Юность» рукопись переслали на хранение в институт Маркса-Энгельса-Ленина с
формулировкой: «может явиться материалом по истории партии». Против публикации рукописи в «Новом
мире» выступил А.Т.Твардовский. По свидетельству Гинзбург, он так оценил книгу: «Она заметила, что не
все в порядке, только тогда, когда стали сажать коммунистов. А когда истребляли крестьянство, она
считала это вполне естественным». В этой ситуации книга Гинзбург начинает распространяться в
самиздате. В янв. 1967 первая часть «Крутого маршрута» выходит в свет в Милане, затем публикуется во
Франкфурте-на-Майне; чтение книги начинает транслировать русская служба Би-би-си. После этих
событий, «в целях самозащиты» (Гинзбург), автор дает интервью итальянской газете «Унита», в котором
делает заявление: «Книга издана за границей без моего ведома и согласия».
«Крутой маршрут» продолжил линию автобиографической, мемуарной прозы Гинзбург. Основой книги стал
страшный личный опыт писательницы, проведшей 18 лет в тюрьмах, лагерях и ссылке. Автору
неоднократно задавался вопрос: как вы смогли удержать в памяти такую массу имен, фактов, названий
местностей, стихов? Гинзбург отвечала: «...потому что именно это — запомнить, чтобы потом написать —
было основной целью моей жизни в течение всех 18 лет». Свою авторскую задачу Гинзбург определила
так: раскрыть перед читателем внутреннюю душевную эволюцию героини, «путь превращения наивной
коммунистической идеалистки в человека, основательно вкусившего от древа добра и зла, человека, к
которому через все новые утраты и мучения приходили и новые озарения (пусть минутные!) в поисках
правды. И этот внутренний "крутой маршрут" мне важнее донести до читателя, чем простую летопись
страданий».
В конце 1960-х — начале 1970-х Гинзбург, по свидетельству Л.Копелева, занималась переводами с
немецкого: переводила письма композитора Шумана и тексты Б.Брехта к балету «Семь смертных грехов».
В 1976 Гинзбург вместе с сыном В.Аксеновым получила разрешение на поездку в Париж «для лечения». В
Париже Гинзбург чествовали и в ПЕН-клубе, и в редакции газеты «Юманите». Кроме Парижа, Гинзбург
посетила Ниццу. Во Франции она встречалась с М.Шагалом, В.Некрасовым, В.Максимовым, А.Синявским,
Е.Эткиндом. Возвращаясь в Москву, побывала в Кельне у Г.Белля. Впечатления от этой поездки легли в
основу очерка «Смотрят морды чудовищ с высоты Notre Dame. Воспоминания о Колыме на бульваре
Распай», опубликованного в отечественной печати впервые в 1994.
«Крутой маршрут» впервые был опубликован в СССР в эпоху «перестройки» в 1988-89 в журнале
«Даугава». Приветствуя появление книги Гинзбург, А.Рыбаков писал: «Это страшная книга и это
прекрасная книга. Она разверзла перед нами бездну человеческих страданий и показала величайший
образец несгибаемости человеческого духа». И продолжал: «Эту книгу написал свидетель честный и
беспощадный. С каждой страницей он погружает нас в царство беззакония и произвола, в мир унижений,
пыток, холода, голода, смерти, в ад великого ужаса, погубившего миллионы людей и внушившего
неистребимый страх оставшимся в живых».
В.Быков, предваряя публикацию книги Гинзбург, назвал ее «незаурядным произведением литературы».
Он писал: «Вещи, о которых здесь идет речь, с трудом постигаются обычным человеческим сознанием,
хотя при чтении этих строк нигде не возникает и тени сомнения в их искренности и достоверности —
правда вопиет из каждого слова во всей своей наготе и неотвратимости».
По книге Гинзбург в Московском театре «Современник» был поставлен спектакль «Крутой маршрут» (реж.
Г.Волчек).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх