AZ-libr.ру

информационный портал





Гиляров Алексей Никитич
[__.__.1856-__.__.1938] [(1856г.-1938г.)]

  Другие персоны с фамилией Гиляров
Другие персоны с именем Алексей
Кто родился в этот год 1929

       - историк западноевропейской философии, специалист по теории философского знания, литературовед.
       Род. в Москве; сын Н.П.Гилярова-Платонова.
       С 1876 - студент классического отделения историко-филологического факультета Московского университета. По окончании Московского университета некоторое время учился в Париже у известного психиатра и психолога Ж.Шарко. Увлекся историей философии.
       Приват-доцент Московского университета (с 1885).
       В 1887 перевелся на кафедру философии в университет Св.Владимира (Киев), профессор.
       В 1888 защитил магистерскую диссертацию "Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции",
       в 1892 - Докторская диссертация - "Источники о софистах. Платон как исторический свидетель".
       В 1891 стал профессором. Вел курсы "Введение в философию" и по истории зарубежной философии ("Философия в ее существе, истории и значении"). Свободно владел греческим, латынью, немецким, английским и итальянским языками. Выезжал в научные командировки в библиотеки Берлина, Мюнхена, Парижа и Лондона, результатом которых явились его библиографические очерки и обзоры зарубежной литературы по истории философии, отличающиеся высоким профессионализмом и научной добросовестностью.
       Одновременно Гиляров изучает неорганическую химию, образует в Киевском университете собственную лабораторию, в которой (1894-1902) ведет исследования в области органического синтеза. Кроме того, он много времени отдает экспериментальной психологии, занимаясь проблемами психологии права, "гипнотизма", "психологии толпы" и др.
       С 1922 - академик Всеукраинской Академии наук (ВУАН).
       Руководил семинаром по социальной философии при ВУАН, объединявшей молодых философов и ученых (среди них - В.Ф.Асмус и М.А.Дынник). Как отмечают исследователи его философские концепции Ю.В.Кушаков и М.Л.Ткачук (см.: "Философская и социологическая мысль". Киев. 1990. №5), Гиляров прошел непростой путь духовного развития: начав в конце 80-х гг. XIX в. как убежденный приверженец Платона, к началу 1900-х гг. - приходит к сходным взглядам с немецким психофизиком Г.Т.Фехнером.
       Рассматривая материю и дух как два определения одной первоосновы, полагающей и внешнюю природу и внутренний мир человека, Гиляров склонялся к примирению материального и идеального в духе пантеизма. В.В.Зеньковский пишет, что "синехология" Гиляров очень близка к софиологическим построениям. "Вселенское существо", с точки зрения Гилярова, не может быть оторвано от материальных процессов, как и сознание - от мозга. Отсюда - попытки Гилярова овладеть химией и раскрыть связь психического с химическим.
       Гиляров выступал против сциентистского истолкования философского знания, против редукции философии к науке; философия прежде всего, мудрость. Основу историко-философской концепции Гилярова составляет истолкование им философии как мировоззрения, задающего человеку систему смысложизненных координат миропонимания, самосознания и поведения. Философия представляет для него творческую деятельность, направленную "к построению или указанию основных устоев для построения такого цельного и слаженного миропонимания, которое бы отвечало всем требованиям нашего духа, одинаково теоретическим, нравственным, эстетическим, помогало бы разбираться во всех сложных вопросах и давало бы для жизни руководств" ("Философия в ее существе, значении и истории". Киев, 1918. ч.1. С.65).
       Философия, по Гилярову, - это своеобразная деятельность, тесно связанная с наукой, религией, поэзией. Ее задача - примирение "двух вечно враждующих в нашей жизни начал - истины ума и истины сердца". Их синтез есть "эстетическое начало", или красота. Временный характер этого синтеза обусловливает перемены в философии. Системой, близкой к идеальному типу философии, является, по Гилярову, платонизм. Исследуя с позиций гуманизма проблему классового и общечеловеческого в исторической философии, Гиляров делает вывод о том, что содержание философских систем не является исключительно классовым достоянием. Неся заряд общечеловеческого, эти системы могут находить своих приверженцев в различных классах общества.

Отец - Гиляров-Платонов Никита Петрович [04.06.1827-25.10.1887] - Философ, богослов, экономист, педагог

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:55:10 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"