Гизатов Казбек Тазиевич
[__.__.1925] [род.1925г.]

  Другие персоны с фамилией Гизатов
Другие персоны с именем Казбек
Кто родился в этот год 1926

       - специалист по эстетике; доктор философских наук, профессор
       Род. в Ульяновске.
       Участник Великой Отечественной войны.
       Окончил историко-филологический факультет Казанского государственного университета.
       В 1960-1961 - аспирант кафедры философии того же университета;
       в 1962-1965 - заведующий отделом философии журнала "Коммунист Татарии".
       Старший преподаватель Казанской государственной консерватории (1965),
       заведующий кафедрой марксизма-ленинизма там же (1966-1977),
       заведующий кафедрой философии Казанского финансово-экономического института (1977-1987).
       С 1987 - в Казанском государственном институте искусств и культуры: профессор, с 1989 - заведующий кафедрой философии и политологии.
       Докторская диссертация - "Диалектика национального и интернационального в советском искусстве" (1978).
       Заслуженный деятель науки Татарстана.
       В книги "Национальное и интернациональное в сов. искусстве" (Казань, 1974; 2-е изд.- 1982) национальном в искусстве впервые исследуется с применением системного подхода.
       Национальное в искусстве понимается как совокупность трех структурных элементов: 1) социально-психологического, 2) внепсихологического, 3) художественного. Каждый из этих элементов имеет свою структуру. Проводится точка зрения, согласно которой национальный характер - не "иллюзия", "миф" или "совокупность специфических черт" (такое толкование ведет к противопоставлению одних народов другим), а конкретное проявление общечеловеческих черт.
       Национальный характер в искусстве - это эмоционально-образное отражение художником в свете его мировоззрения и эстетических критериев национального характера в самой объективной действительности. Анализируя "внепсихологическое", Гизатов выделяет в нем социально-этнографическое и природно-географическое; исследуя художественное, и вычленяя в этой подсистеме эмоциональность и образность, раскрывает внутренний механизм эстетических переживаний, которые испытывает как потребитель художественные ценности, так и художник в процессе созидания данной ценности. В соответствии с этим вводит понятие художественного императива эпохи. Отвергая утвердившиеся толкования реализма как "правдивого изображения действительности", обосновывает положение о том, что главный критерий реалистического метода, как и других методов,- не в гносеологической сфере ("правда" или "неправда"), а в сфере конструктивной (способы художественного отражения жизни).
       Исследуя художественный метод как систему элементов, Гизатов выделяет в качестве структурных элементов: 1) способ художественного обобщения; 2) толкования художником объективного назначения искусства; 3) принцип тенденциозности в искусстве; 4) эстетический идеал художника; 5) образность искусства. Обосновывает координационный и субординационный характер взаимосвязи этих элементов в художественном методе как единой целостной системе ("Метод социалистического реализма". Казань, 1988).
       Гизатов опубликовал также ряд работ по проблеме социальной активности ["Дорогу осилит идущий (социальная активность советского человека)". Казань, 1987, и др.].

Литература и другие источники информации




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:55:10 UTC