Гессен Сергей Иосифович
|
Другие персоны с фамилией Гессен
Другие персоны с именем Сергей Кто родился в этот день 03.09 Кто родился в этот год 1887 |
- философ, ученый-педагог, публицист.
Род. в г.Усть-Сысольск Вологодской губ.
Учился в С.-Петербургской 1-й гимназии. Высшее образование получил за границей. Слушал лекции Виндельбанда, Еллинека, Кантора в Гейдельберге, занимался под руководством Риккерта и Мейнеке во Фрейбурге.
В 1910 во Фрейбургском университете защитил диссертацию на тему "Индивидуальная причинность". Один из основателей международного ежегодника по философии культуры "Логос".
В 1914-1917 - доцент Петроградского университета.
В 1917-1921 - в Томском университете, профессор, заведующий кафедрой философии и педагогики.
С 1923 - в эмиграции, сначала в Берлине, затем (с 1924) в Праге. В течение 3 лет занимал кафедру педагогики в Русском высшем педагогическом институте. Один из руководителей (с 1923 по 1929) журнала "Русская школа за рубежом". Член правления (в 1925 и 1928) Философского общества в Праге.
В 1935 переезжает в Польшу, принимает польское гражданство. Преподавал в высших учебных заведениях Варшавы.
В 1945-1950 - профессор педагогики в университете Лодзи.
Умер в Лодзи.
Гессен - автор переводов на русский язык ряда работ Риккерта ("Философия истории". СПб., 1908; "Науки о природе и науки о культуре". СПб., 1911) и А.Бергсона ("Время и свобода воли", М., 1911).
Гессен выступал по широкому кругу проблем, охватывающих философскую антропологию, этику, педагогику, социологию, право, политологию. В.В.Зеньковский отмечал: "Гессен, несомненно, обладает большим философским дарованием - честность мысли, законченность формулировок, постоянное тяготение к систематике понятий - все это могло бы дать (и, может быть, уже и дало, если Гессен смог работать в области философии в годы войны и после нее) настоящую систему. Во всяком случае, его большая книга "Основы педагогики" заключает в себе основы философской системы" (3. "ИРФ". Т.П. 4.1. С.247).
По Гессену, мир не исчерпывается физической и психической действительностью; кроме физического и психического есть еще третье царство - царство ценностей и смысла. Это "третье царство" - не трансцендентно, оно лишь трансцендентально. Позиция трансцендентализма наиболее глубоко выражена им в сфере философской антропологии. Его учение складывается из ряда положений. Основное из них то, что "личность обретается через работу над сверхличными задачами". "Могущество индивидуальности,- утверждает Гессен,- коренится не в ней самой, не в природной мощи ее психофизического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникаются тело и душа и которые просвечивают в них, как задания его творческих устремлений". Философской педагогики - одно из многих направлений, по которым Гессен развернул свое творчество в философии. Если в СССР в этот период совершался резкий переход педагогики на позиции рационализма и эмпиризма и шло открытое наступление на "буржуазную", "умозрительную", "философскую" педагогику, то Гессен, опираясь на русскую и передовую западную традицию, призывал к проникновению в педагогику, в высшее и среднее образование духовности и ценностных ориентации.
Весь его труд "Основы педагогики", изданный в Берлине в 1923, был пронизан философским содержанием. Саму педагогику, что видно уже из подзаголовка книги, он считал философией, точнее, прикладной философией. Гессен писал: "Как философа меня именно привлекала возможность явить в этой книге практическую мощь философии, показать, что самые отвлеченные философские вопросы имеют практическое жизненное значение и что пренебрежение философским знанием мстит за себя в жизни не менее, чем игнорирование законов природы".
Эта книга Гессен может по праву считаться одним из фундаментальных трудов, лежащих в русле лишь недавно заявившего о себе нового направления в западной, да и российской науке и называемого ныне "философского образования". Общефилософские взгляды Гессен до сих пор не исследованы в России. В вышедшей в Париже в 1950 "Истории русской философии" В.В.Зеньковского имеется лишь краткая характеристика некоторых его философских положений. Обращено внимание, в частности, на то, что к трансцендентализму у Гессена присоединяется ярко выраженный и всюду им проводимый диалектический метод; они так тесно связаны у него между собой, что отделить одно от другого было бы искусственно.
Как отмечает В.В.Зеньковский, "как раз диалектический метод заставляет его принять относительную правду "имморализма в систематике понятий", т.е. достаточную независимость различных групп понятий. Задача философии в том и заключается, чтобы диалектически связать эти группы понятий. И прежде всего: по мнению Гессена, имморализм понятий ведет к обнаружению скрытой в нем иерархии, а подлинная иерархия понятий должна быть необходимо "синтезом монизма и плюрализма"" (3. "ИРФ". Т.II. ч.1. С.247). Для Гессена характерно стремление осуществить синтез разума и интуиции, монизма и плюрализма, рационализма и иррационализма. Он, по его собственным словам, стоит за обновление вечного мотива философской мысли, мотива диалектики, который еще Платон выразил устами Диотимы, определив философов как тех, кто пребывает "посреди обоих начал", в самой своей двойственности составляющих неразрывное единство.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх